Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Крыши города. 1850-е
-
- Название Крыши города
- Год создания 1850-е
- Материал Бумага на картоне, масло
- Размер 37,8 х 58
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
В пейзаже «Крыши города» (ГТГ) сами крыши занимают весь первый план, оставляя позади лишь деревья. Их по готовому подмалевку уточняет более темный рисунок, выполненный с большей свободой и живописностью, чем в «Окраине города». Деревья являются соединяющим звеном между одинаковыми по цвету крышами и следующим планом далей.
С отходом от многослойной живописи лаконизм колористического решения становится совершенно удивительным. Золотистые дома — это всего лишь цвет картона с проложенными кое-где белилами. Оранжевый цвет крыш, слегка промоделированных коричневым, точно повторяется в далях, сохраняя такую же коричневую моделировку. Но в этом совсем нет монотонности. Живое прикосновение кисти художника, организующего натуру, приводит в серии крыш к предельной лаконичности, о которой мы говорили на примере этюдов камней.
Городские строения интересуют художника в различных композиционных вариантах. То это целые панорамы тесно стоящих друг к другу домов, которые так часто можно встретить в альбомных зарисовках, то на первый план все больше выступают одни лишь крыши, непосредственно видимые из окон домов. Таков пейзаж из бывшего собрания А. Ф. Коростина, относящийся к началу 50-х годов, до сих пор неизвестный исследователям творчества
. Он очень похож на пейзаж «Крыши города» (ПХ инв. 7958). Море, виднеющееся вдали, дает возможность предполагать, ч здесь изображена окраина Неаполя. В этом предположении убеждает, что по манере исполнения он примыкает к группе пейзажей, написаных на Неаполитанском побережье в начале 50-х годов («Вилла у моря» и др.). Полное единство рисунка и живописи, прозрачные мазки, нанесенные сухой кистью alla prima, несут в себе такую же емкость и содержательность, что и при длительной работе.Легкая серебристость домов достигается благодаря тонкому смешению прозрачной черной и белил (применяя эту простейшую смесь и не будучи колористом, легко получить грязный тон —
преодолевает это препятствие). Локальные оранжевые дали и крыши в контрасте с дополнительными синими цветами моря и неба смотрятся так же сложно, как и тонкая разработка облаков с розово-голубыми рефлексами. Сочетание бегущих облаков с неподвижными крышами, так же как и контраст каменных оград с деревьями, воды с камнями в работах 40-х годов, давало возможность, до конца раскрывая присущие каждому предмету качества, насыщать пейзаж движением жизни.