Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Море . 1850-е
-
- Название Море
- Год создания 1850-е
- Материал Бумага, акварель
- Размер 18,5 х 37,6
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Многие из ивановских пейзажных акварелей, в особенности поздние, очень мало или совсем не привлекали внимание исследователей. По существу, всегда рассматриваются одни и те же акварельные пейзажи. Необходимо расширить этот круг и рассмотреть самостоятельные пейзажи, а также те акварели, которые в известной мере влияли на ход работы, эволюцию живописного метода пейзажей маслом.
На первый взгляд метод работы Иванова-акварелиста ничем не примечателен. Тем не менее разница при сравнении с работами других акварелистов, его современников, проявляется уже с первого этапа рисунка. Если у наиболее характерных акварелистов первой половины XIX века— Чернецова,
, и других — рисунок представляет собой выясненное решение, которому художник в красках находит нужный эквивалент, то у рисунок играет иную роль. Для него это лишь первый, далеко не законченный этап натурного восприятия, который в дальнейшем корректируется цветом.Разумеется, у
можно встретить и более традиционные решения, в основном в акварелях, относящихся к раннему периоду творчества, таких, как «Сан Латерано», «Понтийские болота», где наблюдается некоторая репрезентативность видового характера. Пейзажи говорят больше о типе местности, нежели о ее характерных особенностях. В дальнейшем типизированный и индивидуальный подход к натуре будет находиться в илл. 1, 5 гармоническом равновесии. Характерно, что цвет в этих работах еще в значительной степени был аморфным, не обладая такими качествами, как подвижность, гибкость.Постепенно становится более четким рациональный характер метода
. При этом большое значение приобретают сами изобразительные средства — рисунок и цвет. При взгляде на лучшие пейзажные акварели можно видеть, как органично разрабатывается вся поверхность листа. Разумеется, бумага играет особо активную роль в прозрачной акварельной живописи. Художник по-разному использует эти возможности. Тонкие контурные линии, которыми намечается композиция, почти не замыкают границы предметов, распределяя основные массы в пространстве.Художник благоговейно, как бы издалека, приближается к природе. Подобная отстраненность благодарно сказывается на художественной системе
. Она не настолько отвлеченная, чтобы увести художника от точного переживания данного мотива, но этой отстраненности достаточно, чтобы способствовать высокому воззрению на природу. Рисунок, ясно намечающий расположение основных композиционных масс, по своей природе не вступает в противоречие с акварельным пятном. Художнику достаточно поверх него положить несколько широких мазков какого-либо одного цвета, чаще всего синего, чтобы такой лист «задышал» богатством цветотонального решения. Примером служат прекрасные городские пейзажи из так называемого альбома № 100119. Одухотворенная пластика ивановского рисунка и здесь играет немаловажную роль. Лаконизм цветового решения (белая бумага играет роль света, синие прокладки — тени) придает особую выразительность этим листам.Последующая работа обогащает цветом сами акварели, усложняет поверхность, но не меняет логической конструкции построения. Форма
зэегшетов и масса цвета выкристаллизовываются одновременно. Пластика маска в известной акварели «Море» выявляется вместе с богатством цветовых переходов. С последними отрывистыми мазками приходит движение, выверенное, драматизированное без аффектации.