Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
На берегу залива. 1850-е
-
- Название На берегу залива
- Год создания 1850-е
- Материал Бумага, акварель
- Размер 23,9 х 37,6
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
В акварельных пейзажах ТеррасаТерраса. Конец 1840-х - начало 1850-хБумага, акварельГосударственная Третьяковская галерея» и др.) написаны без предварительного рисунка, то в других цвет накладывается на сложную «паутину» линий камеры-лючиды, обрисовывающей тени предметов. И в тех и в других поражает замечательная организация целого. Художник в совершенстве владеет композиционным методом. Десятки линий, механически обрисовывающих границы изображаемого, образуют удивительные в своей свободе ритмы. Сначала этот ритм организовывается широкими пятнами цвета, потом детализируется, последние штрихи, завершающие конструкцию, могут быть линейными и все же органично сплавляться с листом.
больше, чем где бы то ни было, обнажает свой метод, позволяет проникнуть в творческую лабораторию. Слова Н. Щекотова о «графическом мышлении» кажутся здесь особенно неуместными. Если некоторые замечательные акварели («На берегу залива», «Мы уже говорили, что художник не боится оставлять чистыми большие участки белой бумаги. Она всегда смотрится как цвет. Поэтому, быть может, и большие участки поверхности, оставшиеся незакрашенными, и ритм просветов между взволнованными ударами четко сопоставленных цветов помогают тому ощущению солнечности, света, которыми проникнуты пейзажи ТеррасаТерраса. Конец 1840-х - начало 1850-хБумага, акварельГосударственная Третьяковская галерея» достигает интенсивности звучания, как в лучших поздних пейзажах маслом («Дорога в окрестностях Неаполя» и др.). Этим илл. 10 мы вовсе не хотим сказать, что пользовался акварелью, как маслом, или наоборот. Каждый материал сохранил присущие ему качества, и в то же время взаимное влияние несомненно.
. Зеленый цвет в акварелях из серии «Арсенал средств, позволивший художнику идти от общего к частному, дал ему возможность воплотить свое .видение, где; в уникальном соединении находились и общефилософские вопросы мироздания, и величественность восприятия природы, и подчеркнутое внимание к живой детали — черты, столь характерные для искусства нового времени. Пейзажам
трудно найти аналогии в современном ему искусстве. Поэтому даже любые поиски объединяющих начал могут оказаться интересными. Так, нам кажется полезным сравнение пейзажей (масло и акварель) с пейзажными акварелями Делакруа. Разница в материале в подобном сравнении в данном случае не имеет принципиального значения, поскольку ивановская техника при работе над поздними пейзажами очень часто близка к акварели.«Полнота формы, соединенная с чувством жизни» — этот девиз Делакруа можно полностью применить к
. Обоих современников волновала истина в искусстве. Закон «необходимости жертв» — один из основных в эстетике Делакруа — мы постоянно подчеркивали на примере ивановских работ. Именно эти два художника в первой половине XIX века такое значение придавали цвету как одному из основных источников эмоционального воздействия живописи. Конечно, у каждого из них эти взгляды преломлялись по-разному. была чужда повышенная экспрессия романтических образов Делакруа, но где-то, сначала в альбомных набросках этих художников, изображающих деревья и горы, скалы и море. а потом и в отдельных пейзажах чувствуется схожая широта величавого восприятия природы в весомых монументальных формах, свойственных этим большим мастерам.Бурный темперамент Делакруа, столь отличный по своему происхождению от классического величия
, становится гармоничнее в пейзажах, выполненных с натуры, таких, как «Небо», «Ивы», «Ручеек зимой», «Скала» и др. Сочетание широкого объективного взгляда с остротой личного восприятия, единый ритм в передаче полнокровной гармонии природы, выбор тем, взволнованность прозрачных широких мазков объединяют эти акварели с такими ивановскими этюдами, как «Небо со скалой на горизонте», «Берег реки», «Небо».