Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Неаполитанский залив у Кастелламаре. 1846
-
- Название Неаполитанский залив у Кастелламаре
- Год создания 1846
- Материал Бумага на холсте, масло.
- Размер 29 x 93
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Великолепен написанный
«Неаполитанский залив у Кастелламаре», ограниченный гористым, покрытым виноградниками берегом (1846, Третьяковская галлерея). Море у берегов окаймлено беловатой пеной. Краски его глубоки и цветосильны, как прозрачные драгоценные камни.Не будет преувеличением сказать, что в пейзаже
создает новую эру-он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи природа предстала не через миф, как в произведениях классиков, но как реальность. В ней есть то «равнодушие» и немеркнущее «вечное сияние», какое видел в ней Пушкин и которое впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом заключается новое слово, сказанное Ивановым в области пейзажа.Жизненность художественной концепции позволила
найти полное духовное единство с природой. Особенно впечатляюще об этом заявлено в пейзаже «Неаполитанский залив у Кастелламаре». Художником тщательно выбран формат — расползающаяся лапа горы своим окончанием точно упирается в край холста, очертания морской пены повторяют в зеркальном отражении силуэт горы, но эти композиционные детали становятся ясными потом. Позже осознается, что яркое и многообразное колористическое решение сведено всего лишь к нескольким цветам. И если крепкие горы с прочно сформованными складками — зеленые с глубокими синими тенями, то широкие прокладки этого зеленого сделаны под сине-голубой цвет моря. Отзвуки столь характерной окраски берега (его сложность в данном случае усиливается от того, что он положен поверх темных прокладок) видны и в блеске домиков на побережье, и в дальней гряде гор. Упругие ритмы волн, переходящие в плотно очерченную линию горизонта, создают пространственное и цветовое напряжение композиции. Такой скромной палитры оказалось достаточно, чтобы во всем красочном великолепии выразить мудрую гармонию природы. Трудно при таком простом мотиве создать более возвышенный образ природы.