Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Равнина. вторая половина 1830-х - 1840-е
-
- Название Равнина
- Год создания вторая половина 1830-х - 1840-е
- Материал Бумага на картоне, масло
- Размер 21,5 x 57,3
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Интересно, что проблема взаимоотношения рисунка и цвета к середине XIX века, то есть почти за два десятилетия до появления импрессионистов, интересует многих художественных критиков. В статье, посвященной описанию парижского Салона 1846 года, Ш. Бодлер, обсуждая вопрос, может ли художник одновременно быть великим колористом и великим рисовальщиком, отвечает, что в редких случаях это сочетание возможно: «Как рисовальщик, оперируя большими массами, может быть колористом, так колорист может быть рисовальщиком, сохраняя логику всего ансамбля лигий; и все же одно из этих качеств обязательно исключает второстепенные признаки другого». Если бы на этой выставке появился, например, только что созданный к этому времени пейзаж Иванова «Аппиева дорогаАппиева дорога при закате солнца. 1845Холст, масло, 44 x 61Государственная Третьяковская галерея», то Бодлер мог бы отметить, что , русскому художнику, удалось гармонически сочетать в себе оба качества.
Поздние пейзажи характеризуются особой простотой в выборе мотива. Это в первую очередь относится к таким работам, как «Небо и море», «РавнинаРавнина. вторая половина 1830-х - 1840-еБумага на картоне, масло, 21,5 x 57,3Государственная Третьяковская галерея», «Море со скалой на горизонте», «Облака над побережьемОблака над побережьем. Бумага на картоне, масло, 21,1 x 57Государственная Третьяковская галерея». Одной из работ этой серии является пейзаж «Вилла на Неаполитанском побережье». Подготовительный рисунок, сохранившийся в альбоме, резко отличается не только от ранних, но и от «лючидных» рисунков. Своей предельной обобщенностью он похож на карандашный рисунок на самом холсте (такой рисунок часто просвечивает в некоторых поздних неаполитанских пейзажах, как, например, в «РавнинеРавнина. вторая половина 1830-х - 1840-еБумага на картоне, масло, 21,5 x 57,3Государственная Третьяковская галерея» или «Береге моря»).
Творческое использование гаваровского аппарата повлияло на ход работы художника — привело к тому, что РавнинеРавнина. вторая половина 1830-х - 1840-еБумага на картоне, масло, 21,5 x 57,3Государственная Третьяковская галерея» или «Береге моря» тонким карандашом нанесен сразу же на грунт) должен предполагать живопись такую же свободную и широкую, как рисунок. Постижение красочного богатства мира приходит без всякого ущерба для ясной архитектоники произведения. Чем больше художник рисует и пишет одновременно, строит пейзаж с помощью цветовых отношений, тем больше зрелое мастерство рисовальщика сливается с даром живописца. Простота мудрости приковывает зрителя к работе, и ему передается чувство гармонического равновесия с природой.
отказывался от детального предварительного рисунка и на самом холсте и в альбоме. Все соединяла в себе живопись. Рисунок для некоторых пейзажей 50-х годов — это заметка, набросок для того, чтобы уяснить композиционные элементы. Легкий контурный рисунок (для рассматриваемого ландшафта «Вилла на Неаполитанском побережье» он сделан еще в альбоме, в «Пейзаж «Вилла на Неаполитанском побережье», как и многие поздние работы, строится на контрастном сопоставлении цветов, выраженных достаточно определенно. Его колористическое напряжение составляет два чистых цвета — оранжевый и зеленый — земля и деревья с травой. Их смягчают два других, в своей простоте соотнесенные между собой. Тонко проложены полосы света на доме и его ограде. Благодаря им при боковом свете яркого солнца строения устремлены в глубь картины. Фиолетово-синими тенями, идущими параллельно линии морских далей, уравновешивается треугольник, образуемый строениями и оградой. С особой свободой написаны деревья, и здесь, безусловно, немаловажную роль сыграл предыдущий опыт. У другого художника, не имевшего такого опыта и вздумавшего бы моделировать дерево несколькими широкими мазками, никогда не получилось бы при свободной кладке цвета ни ясной структуры дерева, ни того пластического движения остальных предметов, которые так мастерски и такими лаконичными средствами передает
.Пейзаж «Равнина» (ГТГ) также примыкает к последней группе ивановских пейзажей 50-х годов. К нему не существует подготовительного альбомного наброска, как для «Виллы на Неаполитанском побережье». Там, где должны быть положены чистые прозрачные краски без белил, легкая карандашная линия, обозначающая предметы, наносится сразу же на золотистый картон. Непрозрачно написано только небо, занимающее половину пейзажа. Поверх него намечаются контуры облаков, меняющиеся затем в процессе работы. Когда облака пишутся то смесью белил с неаполитанской желтой, то кроющим, то прозрачным, то широким, то длинным мазком, художника не сковывает их первоначальное расположение в карандаше. Поскольку рисунок носит самый общий характер, моделировка холмов, деревьев происходит без него. Подобно таким деталям, как борозды на полях, крыши небольших строений, они выясняются в процессе написания. Быстро сохнущая прозрачная живопись позволяет разнообразить фактуру. Широкие живописные пятна полей и дороги так и остаются положенными сразу, а деревья, например, прописаны синим поверх зеленых прокладок. Красочная палитра невелика, но если посмотреть, с каким тонким чутьем колориста
положил оранжевое, как оно перемещается вглубь, чуть мелькая на дороге переднего плана, в полную силу зазвучав на полях и замирая в далях, как свободно написаны синие тени, как между отдельными мазкамг создается воздушная среда, то становится ясным отобранный и внутренне богатый лаконизм ивановской палитры.В последние годы пребывания в Италии в мировоззрении художника происходят сложные изменения. И не всегда духовный мир его остается в таком гармоническом равновесии, как это можно видеть в пейзажах «Равнина» или «Облака над побережьем».