Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Скалы, освещённые солнцем. 1830-е
-
- Название Скалы, освещённые солнцем
- Год создания 1830-е
- Материал Бумага на картоне, масло
- Размер 23,5 х 36,6
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
В первой группе неоконченных этюдов воды и камней ясно прослеживается установка на длительность выполнения. Со зременем меняется характер первого слоя живописи как подготовки для дальнейшей работы. Острее становится первое впечатление. Вместе с тем появляются неожиданные композиции. «Крупным планом» даны детали каменных глыб в пейзаже «Скалы, освещенные солнцем» (ГТГ). Широкий мазок, мягко скользящий по картону, моделируя цветовыми отношениями форму камней, задерживается для того, чтобы с большей нагрузкой белилами передать освещенные места, а в полутонах с помощью тех же белил едва «протереть» розовый цвет основы. Темно-зеленые пучки трав, пробивающихся сквозь камни, придают скалам еще большую объемность.
Эволюция живописного метода становится особенно ясной при сравнении одной из самых ранних пейзажных работ 30-х годов, оставшейся неоконченной, «Памятник Горациям в Альбано» (ГТГ), с пейзажем «Берег реки» (ГТГ, конец 40-х — начало 50-х гг.). В ранней работе художник стремится перекрыть корпусными мазками цвет грунта, чтобы подготовить «ложе» для последующих слоев. Тем не менее цветовое богатство извлекается из взаимодействия нескольких слоев живописи. При богатейшем опыте работы с натуры происходит вполне естественный процесс — повышается роль первого слоя живописи. Этот вередом происходит не сразу, а назревает где-то к концу 40-х годов. Вполне возможно, что наряду с приобретением опыта здесь некоторую роль сыграли усилившиеся к этому времени занятия акварелью. В акварельных пейзажах кисть более подвижна, она чаще отрывается от бумаги, между отдельными мазками создается много пространства, воздуха. Достаточно похож на подобную работу акварелью и написанный маслом пейзаж «Берег реки», где ритм отрывистых мазков сразу же создает острое эмоциональное напряжение пейзажа. Несмотря на то, что здесь проложен только первый слой живописи, работа обладает известной законченностью. В дальнейшем подобный метод будет совершенствоваться, но уже здесь динамика первого впечатления сочетается с большой внутренней организованностью.