Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака. 1850-е
-
- Название Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака
- Год создания 1850-е
- Материал Бумага, акварель
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
В настоящее время могут быть названы главные литературно-исторические источники и археологические памятники, которые изучал художник. С этой работой могут быть сближены и некоторые пейзажные и другие этюды. Но все эти легко установимые данные лишь в малой степени позволяют проникнуть в суть творческой работы художника. Они только усиливают изумление перед его могучим гением, создавшим из крупиц исторических материалов и скупых слов литературных первоисточников изображения библийских событий такой необычайной яркости и убедительной силы, словно сам художник был их очевидцем.
Трудно среди эскизов указать лучшие. Поэтому следует остановиться только на более характерных. Таков, например, эскиз «Три странника у Авраама», композиция которого поразительна по своей простоте и монументальному лаконизму, по органической слитности человека и природы, по выразительности фигур, ясности и значительности характеров. Не менее интересен «Сбор манны в пустыне»—массовая сцена, в которой бегущие люди захвачены радостным вихрем, или «Шествие пророков», исполненное мощного, потрясающего ритма. Ясное взаимоотношение фигур и пространства всегда является самым главным композиционным приемом. Иногда архитектурные формы исполняют роль посредников, разделяя пространство и организуя человеческие толпы. Такова, например, «Проповедь в храме», таков поздний вариант «Явления Христа Марии Магдалине», такова сцена в египетском храме и потрясающая силою простых чувств композиция «Смотрят на Голгофу».