Клодт Пётр Карлович [1805—1867]
Памятник Николаю I. 1856—1859
-
- Название Памятник Николаю I
- Год создания 1856—1859
- Материал Бронза
- Размер Высота 16 м
- Все работы автора Всего: 20
Описание
Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года, спустя 4 года после смерти императора. Проект памятника принадлежит Медным всадникомПамятник Петру I. 1868—1770Бронза, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский соборИсаакиевский собор. 1818—1858. Согласно преданиям, уже на следующий день после открытия на сгибе передней правой ноги коня Николая I появилась доска с надписью: «Не догонишь». Вскоре по Петербургу пошла гулять поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» и ее более популярный вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
. Конь создан по проекту , уникален тем, что имеет всего две точки опоры. Живыми моделями в этой работе служили английские, по предположению, лошади Мильтон и Адмирал, но точное имя натурщика неизвестно. Скульптор изобразил императора в мундире конногвардейского полка и в каске. Бросается в глаза контраст тяжелого и помпезного постамента - и легкой, изящной статуи. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Многоярусный пьедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итальянского мрамора. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости (с зеркалом), Силы (с мечом), Веры (с крестом и библией) и Правосудия (с весами), для которых, если верить легенде, позировали жена императора и три его дочери. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 г.), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832 г.) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851 г.). Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитымПамятник этот следует причислить к неудачным образцам русского монументализма. Здесь было бы излишним разбирать этот памятник в целом: проект принадлежит архитектору
, аллегорические статуи и барельефы — Р. Залеману, Рамазанову и . же выполнил только конную статую.Эта статуя не принадлежит к числу лучших творений
. На это есть свои причины. Едва ли искреннего и чуткого художника могла вдохновить фигура Николая I, в особенности после Крымской войны, раскрывшей всю гниль и мерзость, таившиеся за блестящим фасадом николаевского режима, его внутреннее бессилие. Другая причина — требования официального декорума. Первоначальный эскиз — неподвижный конь со спокойным, задумчивым всадником — по своей естественности и сдержанности несравненно лучше законченной статуи, увенчавшей вычурный пьедестал. Простота стиля уже ве могла нравиться придворным кругам: от ждали чего-то более парадного, высокопарного и вместе с тем подчеркнуто изящного.Нарочитая элегантность чувствуется во всем: и в позе всадника, и в аллюре коня, и в трактовке всех деталей. Показателен и выбор самой пышной и блестящей формы в русской гвардии — громадная кавалергардская каска с орлом, кираса, высокие ботфорты, длинный палаш. Все это
, конечно, удалось, но в ущерб общему впечатлению.Надо добавить, что дело испортили «посторонние влияния свыше», которые отмечает один из биографов
. Не раз от требовали переделок, которые привели только к ухудшению модели. В конце концов Александр II, осмотрев последний вариант, остался им недоволен. Царь предложил Академии художеств определить, не следует ли «изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, саму каску одеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав — несколько полнее». Как и следовало ожидать, Совет Академии согласился со всеми этими «художественными» указаниями царя.Но дело не в этих испытанных художником мытарствах, а в его взгляде на жизнь, в его внутреннем облике. Все, что мы знаем о нем по воспоминаниям современников, говорит о его демократических вкусах, простоте его образа жизни и незатейливости, унаследованных еще от отца. Такому человеку скромный и задушевный Крылов должен быть внутренне ближе, чем блистательная фигура «жандарма Европы» с его пронзительным, жестоким и жутким взглядом.
Внешний почет и блеск не соблазняли
.