Козловский Михаил Иванович [1753—1802]
К наиболее ярким представителям русской скульптуры ХVIII века безусловно принадлежит М.И. Козловский. Наряду с Шубиным и
он является одним из величайших русских скульпторов.происходил из демократической среды — его отец был «трубачевским мастером» в военно-морском флоте. С 1764 по 1773 год учился в Академии художеств. Годы его учения совпали с периодом становления в европейском искусстве стиля классицизм, одним из основоположников и наиболее ярких представителей которого в русской пластике он и явился впоследствии. Окончив АХ в 1773 г. с большой золотой медалью, Козловский в качестве пенсионера живет в Риме (1774-79), где изучает античное искусство, а также живопись и пластику Возрождения. Особенно его привлекает творчество Микеланджело Буонарроти. Свою пенсионерскую поездку Козловский завершил во Франции, где провел год и где Марсельская академия искусств присвоила ему звание академика. В 1780 г. он вернулся на родину. Академическая программа на тему: «Изяслава Мстиславовича, изъязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец» (гипс, 1772, Русский музей), представляет собой горельеф, выполненный в эффектной живописной манере. Не является случайностью, что скульптор разработал в данном произведении тему из отечественной истории. Интерес к подобного рода сюжетам был характерен для раннего периода деятельности Академии. Темы, взятые из древнейших периодов русской истории, в еще большей мере, чем заимствованные из античной мифологии, давали возможность для выражения идей героического служения родине, борьбы за ее независимость, для провозглашения идеалов любви и дружбы, ненависти к тиранам и преклонения перед действительно, благородными постушками. В иносказательной форме художники получили возможность говорить порой о подлинной «злобе дня».
Для эпохи увлечения наследием античности характерно, что заграничные занятия Козловского начались с Рима и только в 1779 году он переехал в Париж.
, Гордеев, архитекторы и живописцы предшествующего поколения свои зарубежные странствования начинали с Парижа и лишь оттуда попадали в Рим.
Вернувшись в Петербург,
работает для Мраморного дворца (80-е гг.). Им были выполнены два барельефа на сюжеты, навеянные героическими преданиями Древнего Рима. Один из них изображает прощание консула Регула с гражданами Рима перед возвращением в Карфаген; в другом рассказано об освобождении Камиллом своего родного города. Оба произведения посвящены прославлению чувства гражданского долга и патриотизма.
К этому же времени относится исполнение
большой мраморной статуи Екатерины II в образе Минервы (1785, Русский музей). Скульптор дал толкование образа царицы, близкое к тому, которое немного раньше было продемонстрировано Левицким, а несколько позднее — . Это, конечно, не портрет живого, реального человека, а величавая ода, воспевающая идеальное существо, далекое от подлинной исторической действительности. , подобно и , дает образ Екатерины-законодательницы, награждая ее, в отличие от только что названных двух художников, шлемом богини мудрости Минервы и эффектно используя мотив широкого плаща, ниспадающего красивыми складками.
В 1788 году
вновь направляется в Париж, где попадает в самую гущу революционных событий. Здесь им была исполнена статуя «Поликрат, привязанный к дереву» (гипс, 1790, Русский музей), в которой темы человеческого страдания и жажды освобождения подняты до трагических высот. Выразительны данная в резком развороте фигура Поликрата, жест руки, вскинутой вверх в последнем судорожном усилии, лицо, охваченное смертельной мукой.Вернувшись во второй половине 1790 года на родину,
вступил в заключительный, особенно богатый, творческими достижениями период деятельности. По-прежнему скульптора продолжают волновать античные темы. Но особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором при выполнении им гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон был возведен Дж. Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-88). Общей темой всех рельефов является музыка. Здесь Орфей играет на лире, укрощая диких животных, Аполлон музицирует перед Церерой, здесь и музы с атрибутами искусств. Ритмическая структура рельефов, их уравновешенная композиция, плавно текущие контуры фигур и величавая торжественность образов - все способствует созданию музыкальной атмосферы павильона. В 1784-85 гг. скульптор выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. Окутанная античным плащом и увенчанная шлемом (атрибутом богини), императрица одной рукой указывает на лежащие у ее ног трофеи, символизирующие одержанные победы, а в другой - держит свиток с начертанными на нем законами, которые изданы ею для "благоденствия своих подданных". Так Козловский воплощает представление об идеальном монархе - защитнике Отечества и мудром законодателе. Столь же сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя, выполненная Козловским во второй половине 1780-х гг., - "Бдение Александра Македонского". Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция и общее пластическое решение статуи проникнуты духом "спокойного величия и благородной простоты", все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном перетекании контуров и форм. Тело юноши охвачено дремотным оцепенением, мускулатура как бы "притушена" тончайшей пленкой матового покрова мрамора, голова склонилась к руке, опирающейся на колено... Но спокойствие обманчиво. Сохранилось много рисунков Козловского, которые в большинстве своем носят характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры и связаны с ней кругом тем и сюжетов (мифологических, библейских и евангельских) и средствами художественного выражения. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными, вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, - "Смерть Ипполита" и "Тезей покидает Ариадну" (оба 1792). 1788-90 гг. Козловский снова проводит в Париже, куда едет "для вящего приобретения познаний в своем художестве" и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный событиями совершавшейся на его глазах революции. Именно в революционном Париже зародилась тема следующего крупного произведения - статуи "Поликрат" (1790). Сюжет о смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил скульптору для аллегорического ответа на события современности. Переданные здесь страстная жажда свободы, чувство страдания и мучительной обреченности отразили стремление художника сделать искусство более эмоциональным, обогатить его образный язык. В 1792 г. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ - мраморную статую "Спящий Амур", где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе "Психея" (1801) - воплощении душевной чистоты, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве. Во второй половине 1790-х гг. Козловского привлекают темы российской истории (статуи "Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", 1797; "Геркулес на коне", 1799). Стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о герое, наиболее полно реализовано скульптором в памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1799-1801). Бронзовый рыцарь в латах и пернатом шлеме прикрывает щитом трехгранный жертвенник и порывистым взмахом заносит шпагу. Голова его гордо вскинута, движения энергичны. Плащ, наброшенный поверх лат, ниспадает складками. Таков символический образ, в иносказательной форме прославляющий Россию и ее великого полководца. В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Роль Козловского особенно значительна: созданная им группа "Самсон, раздирающий пасть льва" занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. Еще в петровское время получила распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон (отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую Россию, а лев (герб Швеции) - побежденного Карла XII. Козловский использовал эту аллегорию, создав грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем раскрывается тема морского могущества России. (В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В. Михайлова, выполнил по ее образцу новую модель, возвратив таким образом утраченный памятник новым поколениям зрителей.) Большая эмоциональная насыщенность произведений Козловского и подкупающее строгое благородство классического вкуса, столь далекие от той холодной абстрактности и схематизма, к которым придет классицизм середины XIX века, — все это присутствует не только в скульптурных, но и в графических работах Козловского. Дошедшие до нас рисунки натурщиков, а также многофигурные композиционные эскизы показывают, что наряду с Лосенко Козловский был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С 1794 г. Козловский становится профессором скульптурного класса АХ. Среди его учеников - знаменитые в будущем ваятели и . Козловский умер внезапно, в расцвете своего таланта.