Кульбин Николай Иванович [1868—1917]

Трудно представить себе художественную жизнь русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и организатора. Примечательна сама судьба этого талантливого человека. Когда действительный статский советник, приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые участвовал в художественной выставке ("Основные течения в искусстве", Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого специального образования в области искусства он не имел. Но он был в авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал универсальным синтезирующим складом мышления. Идеи философской мысли начала XX в. о единстве целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов, растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и органично занял место одного из лидеров в новом искусстве. За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу "Треугольник" (1908), пригласить в Россию известного итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не только современного искусства, но и ретроспективных), освоить технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы, музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в любом из этих направлений), написать несколько статей для русских журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения, ставшие программными для лучизма М.Ларионова Ларионов Михаил Федорович Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию "лучизма"..., абстракционизма В.Кандинского Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса...., примитивизма и других художественных платформ. Старания Кульбина-теоретика были направлены к цели "динамического развития вселенной" - созданию живой теории, основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и сам является "клеточкой тела живой земли", как откровение читать книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно "цветом земли" - существом "любящим, мыслящим и желающим". В собственном творчестве Кульбин пытался воплотить формообразующие "энергии", выявить суть импульса динамического роста, присутствующего в том или ином предмете, человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога, М.Врубеля Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой..., фовистов, обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал произведения разных жанров: пейзаж "Морской вид" (1916-17), композицию "Страшный Суд" (1910), портрет-олицетворение "Солнце" (1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников Д.Бурлюка Бурлюк Давид Давидович Бурлюк Давид Давидович [1882—1967] Русский художник и писатель, идейный вдохновитель футуризма. Участник обьединений "Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"...., С. Ю. Судейкина Судейкин Сергей Юрьевич Судейкин Сергей Юрьевич [1882—1946] Русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ..., деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А. А. Мгеброва. Художник, смотревший всегда вперед, устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался "ниспровергательством" художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная, свидетельствует о взглядах человека "любящего и мыслящего". И важно, что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в момент его рождения и роста.