Лапшин Николай Федорович [1891—1942]

Книжный график, живописец. Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах, но известность принесла ему книжная графика. Питомец Петербургского политехнического института, он приобретал художнические навыки главным образом в частных студиях. С середины 1920-х гг. он сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы книжного издательства, занимаясь в основном иллюстрированием книг о путешествиях и об истории науки и техники — таких, как «Письма из Африки» Н. Беюла, «Китайский секрет» Е. Я. Данько (обе 1928), «Таинственный город» Я. Миллера (1931), многих книг М. Ильина, его постоянного автора, — «Солнце на столе» (1926), «Который час?» (1927), «Черным по белому» (1928), «Сто тысяч «почему»« (1929) и др.

В 1910-е годы он - участник радикальных футуристических объединений, сподвижник Михаила Ле-Дантю, Веры Ермолаевой, в начале1920-х - руководитель Музея Художественной Культуры. Лапшин был одним из активнейших теоретиков новейшего искусства, участником легендарной выставки русского искусства левых течений в Берлине в 1922 году.

Преподавал в полиграфическом техникуме и с 1929 года на графическом факультете ВХУТЕМАСа – ИЖСА Всероссийской Академии художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры).

Лапшин разработал и успешно осуществлял оригинальную систему иллюстрирования подобных книг при помощи крохотных рисунков-ремарок, которые отличались лаконизмом и вместе с тем острой выразительностью. Вершиной его иллюстрационного творчества стали 150 рисунков к «Путешествиям Марко Поло» (1934), составляющих увлекательный зрительный комментарий к тексту; они были исполнены для международного конкурса в Нью-Йорке, где Лапшин победил четырехсот конкурентов. Во второй половине 1930-х гг. художник заметно охладел к книжной графике, обратился к живописи и создал серию великолепных городских пейзажей, в которых самобытно продолжил традицию французской живописи, прежде всего А. Марке.

В 1930-х годах Лапшин вместе В. Лебедевым и Н. Тырсой работал в известных журналах "Ёж" и "Чиж", ставших гаванью для многих ярких мастеров ленинградской школы.

Выставлялся в салонах: Независимых (1925 -1940), Общества французских художников (1929), Весеннем (1936). Участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930), ряде выставок в Москве в 1918-1922, 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). Провел выставки в Париже (1932), Ницце, Каннах, Риме, Барселоне, Амстердаме, Брюсселе, Берлине.

К великому сожалению, этого исключительно талантливого художника, которого называли «загадкой», постигла трагическая доля - в конце 1930-х годов Лапшин практически потерял зрение, поэтому ему особенно трудно было выжить в голодном блокадном Ленинграде в феврале 1942 года. Большую часть работ удалось сохранить друзьям живописца, но часть произведений была безвозвратно утрачена.

Умер в Ленинграде. ***

***
(1891–1942) – живописец, график, художник книги, педагог, работал в области монументального искусства, ДПИ. Учился в рисовальной школе ОПХ (Петербург, 1911–1912) у Н. Химоны, И. Билибина; в мастерских Я. Ционглинского (1912) и Д. Бернштейна (1913–1915). На Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925) сервиз «Белое с розовым», расписанный по эскизам Лапшина, награжден золотой медалью.


***
Есть мнение, что художник родился в 1888 году, а не в 1891, как указано в биографии. Источник: Новый полный биографический словарь русских художников, автор Э.Г. Коновалов. Москва ЭКСМО 2008
(А.М. Колесников)