Лисицкий (Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (Мордухович) [1890—1941]

В плеяде "первых лиц" русского авангарда место Л. М. Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем и проповедником системы (таким, как К.Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... или В. Е. Татлин Татлин Владимир Евграфович Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).  Член объединений "Ослиный хвост" (1912), "Союз молодежи"...), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству необычайную прикладную широту.

С именем Лисицкого в наибольшей мере связано распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто другой он способствовал ее международному признанию, активно участвуя в интернациональных проектах.

Детство Лисицкого прошло в провинциальном Витебске, однако с самых первых творческих шагов он утвердил себя как европеец (впрочем, уже его отец знал два языка и для себя переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в Германии (1909-14), в Париже общался с художественной богемой, изучал старое искусство в путешествии по Италии.

Возвращение в Россию стало в какой-то мере "припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком еврейской национальной эстетики и киевской "Культур-Лигой", оформляет несколько книг на еврейском языке ("Пражская легенда" М. Бродерзона, 1917; "Козочка", 1919; "Украинские народные сказки", 1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами "мироскуснической" графики.

Но "национальный" этап продлился недолго - само революционное время активизировало космополитизм и жажду всеобщего языка искусства. В период преподавания архитектуры и печатного дела в Народной художественной школе в Витебске (1919- 20) Лисицкий приходит к беспредметному творчеству. В Витебск его пригласил М. З. Шагал Шагал Марк (Моисей) Захарович Шагал Марк (Моисей) Захарович [1887—1985] Российский и французский художник. Занимался сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века...., но "левый поворот" случился под влиянием К.Малевича Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., вытеснившего Шагала Шагал Марк (Моисей) Захарович Шагал Марк (Моисей) Захарович [1887—1985] Российский и французский художник. Занимался сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.... со сцены и превратившего тихий город в "супрематическую столицу".

Лисицкий стал членом основанного К.Малевичем Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... общества Уновис ("Утвердители нового искусства"); формообразующие принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах (плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в "проунах" ("проекты утверждения нового", 1919-24). Являясь пространственными моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной городской среды - они же послужили основой неосуществленных архитектурных замыслов Лисицкого (горизонтального небоскреба, дома-коммуны, яхт-клуба).

Другой формой разработки супрематических законов стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-21), задуманной художником как "электромеханическое шоу". Машинерия, изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших его изобретений - проект передвижной ораторской трибуны 1924 г.).

Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься отвлеченной, последовательно языковой абстракцией. Поэтому позднее он сблизится с производственниками и конструктивистами, в 1925 г. вступит в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) и станет преподавать во Вхутемасе дисциплину "Проектирование мебели"; его дизайнерский дар проявится в оформлении советских павильонов на международных выставках ("Пресса" в Кёльне, 1924; "Фильм и фото" в Штутгарте, 1929; выставка гигиены в Дрездене и выставка пушнины в Лейпциге, 1930). Но это случится уже после того, как художник переживет свой самый деятельный период: будучи командирован в Берлин в 1921 г., до 1925-го он практически исполнял в Европе роль эмиссара нового советского искусства.

Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм), Лисицкий встраивал его в западный контекст. Совместно с И. Г. Эренбургом он основал журнал "Вещь" (1922), с М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал "АВС" (1925), с Г. Арпом издал книгу-монтаж "Кунстизм" (Цюрих, 1925), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво" ("Esprit nouveau"). Он стал членом голландского архитектурного объединения "Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать в рекламной и книжной графике (в Берлине в 1923 г. вышла, наверное, лучшая его книга - "Для голоса" В. В. Маяковского), в фотографии и плакате.

После столь активной деятельности последующий московский период буквально зияет неосуществленными архитектурными проектами - время радикального искусства кончалось. В 1930-х гг. Лисицкий оформляет журнал "СССР на стройке" (1932-40), альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА" и др. Из перечисленных им в анкете своих профессий - "инженер-архитектор, живописец, фотописец, печатник" - отчасти востребованными остаются две последние, и лишь в них падение уровня не выглядит слишком удручающим. 

***
1890. Родился на станции Починок (Смоленская губерния). Вскоре семья переезжает в Витебск.
Живет в Смоленске у деда и учится в Смоленской реальной гимназии.
1903. Посещает мастерскую Юдоля Пэна в Витебске. В этой же мастерской учился Марк Шагал (1887-1985).
1908 После окончания гимназии пытался поступить в петербургскую Академию художеств, но не был принят.
1909-1914. Учится на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштате (Германия).
1914. Возвращается в Россию. Поступает в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву.
1915-1916. Работает в архитектурном бюро Б. М. Великовского и Р. И. Клейна в Москве. Выполняет свою первую обложку к поэтическому сборнику К.Большакова "Солнце на излете".
1917-1919. Участвует в работе «Кружка еврейской национальной эстетики» в Москве и «Культурологии» в Киеве.
1918. Работает в художественной комиссии Моссовета. По его эскизу было исполнено первое знамя ВЦИК.
1919-1920. Живет в Витебске. Руководит архитектурным факультетом и мастерской графики в Витебской Народной художественной школе (там же в это время работали Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Соломон Юдовин). Член объединения «Уновис».
1921. Переезжает в Москву. Преподает во ВХУТЕМАСе. Участвует в работе Института художественной культуры.
1921-1925. Живет в Германии, Голландии, Швейцарии.
1922. В Берлине вместе с И. Эренбургом издает международный журнал современного искусства «Вещь». В Ганновере проходит первая персональная выставка Лисицкого.
1923. Читает лекции о советском искусстве в Голландии.
1924-1925. Находится в санатории в Швейцарии. Работает над архитектурными проектами, рекламными заказами.
Создает вместе с М. Штамом и Г. Шмидтом журнал «АВС». Перональные выставки в в Берлине и Дрездене.
1925. Возвращается в Москву. Вступает в Ассоциацию новых архитекторов «Аснова». Предлагает проект первого советского небоскреба.
С 1926 г. преподает во ВХУТЕИНе.
1928. Оформляет советский павильон на международной выставке печати «Пресса» в Кельне.
1929 .Работает над оформлением советского отдела Международной выставки «Фильм и фото» в Штутгарте.
1930. Оформляет советские павильоны на международных выставках в Дрездене и Лейпциге.
1932-1940. Работает художником-оформителем в журнале «СССР на стройке».
1934-1941. Работает над оформлением и проектированием разделов и павильонов на международных выставках.
1935. Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
1941. Работает над антифашистскими плакатами.
1941. Умер в Москве.