Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич [1883—1946]

Родился в Новочеркасске в семье горного инженера. В 1898 переехал с родителями в Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П.И.Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 публиковал в печати свои карикатуры (чаще всего в либеральном сатирическом журнале «Будильник»). Излюбленной его техникой стал черно-белый рисунок тушью, часто усиленный резкими (обычно красными) цветовыми акцентами. В язвительных сатирах выражал окружающий социальный распад и борьбу с цензурой: мини-комикс «Юморист и Перст» (то есть перст Цензуры), 1911; рисунок Российские курорты – лечение водой и железом, – о Ленском расстреле 1912. Избранный псевдоним (фамилия трех героев драмы Ф.Шиллера Разбойники) идеально передавал его артистический темперамент: жесткий и напористый, не склонный к добродушному юмору.

Вехами времени стали его плакаты периода революции и Гражданской войны («Ты записался добровольцем?», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Красный подарок белому пану», все работы – 1920; «Помоги!», 1921). Стилистика модерна с его гибкими и волевыми «линиями силы» достигла тут предельного агитационного накала, действенно формировавшего общественные эмоции в нужном партии русле (сатира тут по сути сама стала частью репрессивной политической цензуры). Таким был, к примеру, образ взывающего о помощи изможденного старика-крестьянина в плакате «Помоги!» Расклеенный у входа в храмы, он наглядно убеждал население в справедливости изъятия церковных ценностей под лозунгом «помощи голодающим Поволжья». Существенным элементом творчества Моора была антирелигиозная сатира как таковая (рисунки, созданные в бытность его главным художником журнала «Безбожник у станка», 1923–1928; цикл иллюстраций к стихотворению Г.Гейне Диспут, 1929). Сотрудничал также в «Правде» (1920), «Крокодиле» (с 1922) и других периодических изданиях, рисовал киноплакаты. В 1928–1932 был членом объединения «Октябрь». Со временем его композиции («Трудящийся, будь начеку!», 1937; «Ты чем помог фронту?», 1941; и др.) стилистически отошли на второй план в связи с распространением новых, чуждых Моору приемов фотомонтажного плаката. К концу Второй мировой войны создал цикл эпически-«былинных» иллюстраций к Слову о полку Игореве, решенных в духе национальной романтики «стиля триумф» (1944).
С 1922 активно работал как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), Полиграфическом институте и Художественном институте имени В.И.Сурикова.
Умер Моор в Москве 24 октября 1946. Посмертно вышел его автобиографический отчет «Я – большевик!» (1967). 

1883. Родился в Новочеркаске в семье горного инженера.
1883-1897. Живет в Киеве, Харькове.
1898. Приезжает в Москву.
1902-1906. Учится в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете.
Принял активное участие в революции 1905 г. Строил баррикады на Малой Бронной.
1906. Работал в подпольной типографии.
1909. Первая карикатура в журнале «Будильник» под псевдонимом Дор.
1909-1917. Делает киноплакаты, рисунки и карикатуры для журналов «Будильник» и газет «Русское слово», «Утро России».
1912. Вместе с группой молодых художников и литераторов (Демьян Бедный) пытался наладить издание журнала "Волынка", однако из четырех подготовленных номеров ни один не был пропущен цензурой.
Поддержал революцию 1917 г.
1918. Сотрудничает в издательстве ВЦИК. Расписывает агитпоезда. Делает праздничное оформление здания Исторического музея к празднику 1 Мая.
Участвовал в работе по оформлению первого агитпоезда.
С 1919. Карикатуры печатаются в газете «Известия», журнале «Красноармеец».
1919-1920. Создает плакаты для Политуправления Реввоенсовета.
1919-1921. Работает в «Окнах сатиры РОСТА».
С 1920 г. карикатуры и политические рисунки печатаются в газете «Правда».
1922-1932. Профессор Вхутемаса-Вхутеина - Московского института изобразительных искусств.
1923-1928. Художественный руководитель журнала «Безбожник» - «Безбожник у станка» (с 1924 года).
1931. Избирается председателем плакатной секции Государственной Академии искусств и плаканой секции МОССХа.
1931. Едингласно избирается председателем ОРРП.
1931. Избирается депутатом Моссовета
1932. Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств».
1932-1941. Работает в издательстве «Изогиз».
1933. Выполняет витраж для «Музея труда, Москва».
С 1939 г. - профессор Московского института изобразительных искусств.
1941. Делает плакаты для «Окон ТАСС».
1941-1943. Живет в Самарканде. Продолжает работать над плакатами, антивоенными рисунками, иллюстрациями.
1946. Умер в Москве.