Морозов Александр Иванович [1835—1904]

Русский художник. Живописец.

Родился в Санкт-Петербурге в 1835 году, учился в Императорской академии художеств с 1851 года. Получил медали: в 1857 г. - две 2 серебряные; в 1858 г. - 2 и 1 серебряные. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе». Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за "Выход из церкви, в провинции " (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. Кроме этой последней картины, наиболее удачными жанровыми произведениями Морозова признаны «Сельская бесплатная школа» (1872; также в Третьяковской галерее) и «После пожара» (1888). На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.

Странно, но Александра Ивановича Морозова такие крупные живописцы, как А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович [1871—1960] Известный советский живописец. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 - 1896) у , посещал мастерскую П.П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С 1913 — академик. Действительный..., знатоки искусства и художественные критики, называли "запоздалым венециановцем". Не потому, что "венециановцем", а потому, что "запоздалым", ибо идиллический мир А. Венецианова Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С.... и его сподвижников, с внутренней теплотой и внешним очарованием их картин, имеет полное право на появление и во второй половине XIX века, и в многоликом веке XX, и в наши дни.

Свое окончание Академии художеств Александр Морозов отметил участием в "Бунте четырнадцати", отказавшись вместе с И. Крамским Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... и другими двенадцатью выпускниками работать над дипломной картиной по заданной сверху теме. Далее учреждение петербургской Артели художников. Однако членом естественного преемника Артели — организации Товарищества передвижных художественных выставок — А.И. Морозов не стал. Впрочем, подготовка молодого художника была настолько хороша, что через год после выхода из Академии он создает едва ли не лучшее свое полотно — представленный здесь "Выход из церкви в Пскове". Жанровая по теме, многофигурная по построению, с чудесной передачей интенсивного солнечного света картина вызвала исключительно доброжелательное отношение и критики, и зрителей. Картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков, что являлось особым знаком качества живописных полотен.

К сожалению, А.И. Морозов написал совсем немного своих замечательных картин. Необходимость иметь постоянный заработок обязывала его заниматься работой преподавателя рисования в далеко не художественных училищах, давать частные уроки, писать по заказу портреты и иконы, заведомо невысокого художественного уровня. Так и вошел А.И. Морозов в историю русской живописи автором небольшого числа картин, высокий уровень исполнения которых делает их желанными экспонатами многих отечественных музеев.