Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]
Автопортрет. 1915
-
- Название Автопортрет
- Год создания 1915
- Материал Дерево, масло.
- Размер 94 x 110
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 260
Описание
На горахНа горах. 1896Холст, масло., 160 x 160Киевский национальный музей русского искусства», написанной около 20 лет до автопортрета... Художник сзеди этого эпически раздольного и лирически чистого пейзажа выступает как представитель России, как ее сын и глашатай. Она — Россия — гесстилается за его плечами в своей неоглядной и нетленной прелести. Но. в отличие от других нестеровских произведений, здесь нет гармонии человека с пейзажем. Герои составляли как бы часть природы, духовно растворяясь в ее умиротворенной тишине. В отношении себя Нестеров не питает иллюзий. Он — человек XX века, в черном -альто и шляпе, в белом крахмальном воротничке. Он не входит органически в пейзаж, а противостоит ему. Как будто черная, резко очерченная и угловатая тень повседневности нашла, подобно затмению, на прозрачно нежную красоту природы... честен перед собой и не льстит себе. Он смотрит холодным, пронзительно-колючим взглядом, встречая зрителя почти надменным выражением гордо-неприступного лица. Но холодная надменность и желчность облика скрывают тревогу и боль. Внешнее спокойствие таит внутреннее борение страстей. Видимо, эхо разразившейся империалистической войны затронуло в сердце Нестерова какую-то дремавшую ранее струну и отразилось во всем строе произведения — в его резких контрастах, в сумеречной тревоге далей. Драматичность образа усиливается предельно обостренным сочетанием белого и черного в одежде художника. , по словам одного из исследователей, предстает в этом портрете человеком «времени великих потрясений и жестокой борьбы». За волевой собранностью художника читается драма души, не нашедшей себе успокоения.
изобразил себя на фоне одного из дорогих своему сердцу мотивов. Лента тихой, светлой реки, вольно изгибаясь, пересекает широкие равнину. Вдали лиловеют багряные осенние леса, синеет высокая гряда холмов. Тот же самый пейзаж, та же излучина реки, что и в картине «