Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]
Портрет скульптора И.Д.Шадра. 1934
-
- Название Портрет скульптора И.Д.Шадра
- Год создания 1934
- Материал Холст, масло.
- Размер 102 x 92
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 260
Описание
Портрет скульптора И.Д.ШадраПортрет скульптора И.Д.Шадра. 1934Холст, масло., 102 x 92Государственная Третьяковская галерея (1934) следует за «» не только хронологически. Художник закрепляется на занятых рубежах: важнейшая и единственная «обстановочная» деталь портрета — слепок с античного торса. Античность, таким образом, снова выступает как мерило современного искусства, дающее импульс к соревнованию с мировой классикой. Однако портрет Шадра — новый шаг в развитии мысли, заложенной в «коринском» портрете. Присяга в верности высоким идеалам, готовность к творчеству выдаиваются в действие, в созидание. Шадр изображен за работой. Это прежде всего работа духа. Внешне скульптор спокоен, но его напружиненное спокойствие внутренне активно. Четкость профиля Шадра подчеркнута белизной фона — это самое контрастное сопоставление в портрете. Прицельно-точный взгляд скульптора устремлен к его будущему — еще творимому и как бы недоступному взгляду зрителя — созданию. То, что скрыто в душе художника, находит зрительное выражение в драматически напряженных формах античного торса, в энергии его «лепки». Торс выполняет двойную роль: он и «заставляет помнить» о высоких идеалах и одновременно задает эмоциональный тон всему портрету. Композиция произведения, благодаря античному слепку, объединяется, завершается пластически. Но, в отличие от коринского портрета, действие в портрете; Шадра не замкнуто. Корины «смотрели» в глубь веков. Шадр обращен к настоящему: его внутренняя сосредоточенность вызвана решением конкретной творческой задачи.
далеко не безразлично, кого писать. Писание портрета для него — это также искание истины, утверждение своих идеалов. Художник не просто постигает натуру. Он постигает человека, неповторимую личность в ее наивысших духовных возможностях. Вот почему работа над портретом у — напряженный, иногда длящийся несколько лет процесс познания, процесс художественного исследования.