Пименов Степан Степанович [1784—1833]
Проект надгробного памятника М. Козловскому. 1802
-
- Название Проект надгробного памятника М. Козловскому
- Год создания 1802
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 9
Описание
Как и во всем русским искусстве, в скульптуре происходит хотя и сложный, но неуклонный процесс дальнейшего укрепления реализма. Это выражалось главным образом в постепенном расширении тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности. Позднее, к исходу первой трети XIX века, — в заметных тенденциях скульпторов к более непосредственной передаче натуры.
Чрезвычайно ценным качеством русской скульптуры первой половины XIX века, и прежде всего первого тридцатилетия, являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Ни в одной стране мы не увидим в это время столь плодотворного и тесного сотрудничества скульпторов с архитекторами и столь большого количества созданных ими первоклассных произведений синтеза искусств, как в России. Наряду с молодыми мастерами в этой области блестяще проявляют себя также скульпторы старшего поколения, творчество которых относится в основном к концу XVIII века. Из мастеров старшего поколения особенно выделяется
, автор монументальных скульптурных групп «Кариатид», выполненных для Адмиралтейства.Необычайно высокое развитие синтеза скульптуры и архитектуры в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами. В их числе были такие выдающиеся мастера-монументалисты, как Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) и Степан Степанович
(1784—1833). Оба они были уроженцами Петербурга; оба воспитывались в Академии художеств и окончили ее: В. И. Демут-Малиновский—в 1800 году, —в 1803 году.В 1802 году молодые скульпторы приняли участие в конкурсе на надгробный памятник своему только что скончавшемуся профессору
. Принятой и осуществленной в натуре оказалась модель Демут-Малиновского. Исполненная им барельефная композиция изображала стоящего крылатого гения смерти, который одной рукой опирается на Бельведерский торс, а другой тушит факел жизни. Высокие художественные достоинства барельефа говорят о том, что перед нами произведение хотя и молодого, но уже вполне сложившегося и, бесспорно, очень талантливого мастера. С противоположной стороны надгробия было помещено в овале профильное изображение головы .В отличие от Демут-Малиновского модельПроект надгробного памятника М. Козловскому. 1802Государственный Русский музей круглой скульптуры. Глубокое и искреннее чувство скорби передал скульптор в крайне простом образе молодой женщины с наброшенным на голову покрывалом, как бы склонившейся над могилой умершего. На аллегорический характер образа указывает небольшой молоток — орудие скульптора, который, кажется, вот-вот должен выскользнуть из держащей его руки. Как общие очертания женской фигуры, так и пластическая лепка ее чрезвычайно выразительны. Пименовская модель памятника КозловскомуПроект надгробного памятника М. Козловскому. 1802Государственный Русский музей — одно из самых поэтических произведений русской скульптуры.
была представлена