Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936]

Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников.  Ученик И.И. Шишкина Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние... и А.И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник..., Фердинанд Рушиц Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936] Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников. Профессор Академии изящных искусств в Кракове. Кавалер ордена Почетного легиона.... умел тонко чувствовать и передавать саму пульсацию природы. Она, природа, была для него способом рассказать о драматических переживаниях простых людей. Он отлично знал традиции белорусского, русского, польского, французского искусства, некоторое время был увлечен модерном. Однако всегда стремился оставаться самим собой, и в этом ему помогала связь с родной землей, которую он не просто знал, а чувствовал.

 Фердинанд Эдуардович Рушиц Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936] Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников. Профессор Академии изящных искусств в Кракове. Кавалер ордена Почетного легиона.... родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. Род Рушицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.

Приехав в Петербург, Рушиц поступил на юридический факультет университета и только в 1891 году подал прошение в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, а потом у А.И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник....

   В своем дневнике Ф. Рущиц писал: «Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников».

   В Академии Фердинанд Рушиц подружился с А.А. Рыловым Рылов Аркадий Александрович Рылов Аркадий Александрович [1870—1939] Советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Жил и работал в Петербурге (Ленинграде). Участник объединений: "Мир искусства" (1901-11), "Община художников" (1920), АХРР (1925-26), пред. "Общества им.... и другими учениками, которые исповедовали реализм, обогащенный опытом французских импрессионистов.

   Еще во время учебы Рушица как колориста очень высоко оценил И. Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,.... После окончания в 1897 году Академии он долгое время жил в усадьбе Богданово, изредка путешествуя по Белоруссии и России.

   В это время Рущиц создал своеобразную эпическую сагу о судьбе простых людей. Первым в этой серии можно считать полотно « 15460: Земля » (1898), вторым — «У костела» (1899), где крестьяне, будто вырастающие из той самой земли, несут в храм свои горести и беды. В 1901 году появилось еще одно полотно — «В светРушиц Ф. Э. В светВ свет. 1901Холст, масло» — о тех, кто вынужден уходить с обжитых родных мест, искать работу в далеком краю. И, наконец, «ЭмигрантыРушиц Ф. Э. БеженцыБеженцы. 1902Холст, масло» (1902) — продолжение и мощное завершение темы. Даже в пейзажах «Пустырь» или «Старая мельница» чувствуются живые человеческие переживания. Композиции полотен Рущица просты и лаконичны, однако в них всегда есть ощущение реального пространства. Они очень материальны, воздушны. Картины Рущица экспонировались в Варшаве и Петербурге, критики сразу заметили его исключительный дар колориста.

   В 1904 году Рущица пригласили на должность профессора живописи в Краковскую академию искусств. В 1904-1907 годах он был профессором Школы изящных искусств в Варшаве, в 1907-1908 — Краковской академии искусств, а позже — в 1919-1932 — Виленского университета.

   В 1908 году Фердинанд Рушиц вновь приехал на родину, на Беларусь, в усадьбу Богданово, где жил до самой Октябрьской революции. Он писал интерьеры своей усадьбы, многочисленные этюды. В некоторых его работах, таких как «Зимняя сказкаРушиц Ф. Э. Зимняя сказкаЗимняя сказка. 1904Холст, масло», ощущается воздействие модного в то время стиля модерн.

   В это же время Рушиц был занят оформлением спектаклей в Виленском театре Младиевской, где создал декорации к «Лилии Венеде», «Варшавянке» и другим постановкам.

   После революции, которую Рушиц встретил в Богданове, и заключения несправедливого договора с панской Польшей, по которому Западная Беларусь, Западная Украина и часть Литвы были включены в состав Речи Посполитой, Рушиц некоторое время жил в Вильно и принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета, где руководил кафедрой живописи.

   В 1920-1930 годах он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин, оформлял книги и журналы. Считается, что именно Фердинанд Рушиц был инициатором возрождения старинного ремесла изготовления виленских вербочек, которые стали неизменным атрибутом весенних праздников «Казюкас».

   Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рушиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина «Старые яблониРушиц Ф. Э. Старые яблониСтарые яблони. 1900Холст, масло», где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.

  Умер Фердинанд Рушиц 30 октября 1936 года. Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах. В них — судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.