Шебуев Василий Козьмич [1777—1855]
С детских лет судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской Академией Художеств. Академия, основанная императрицей Екатериной II, представляло собой в то время закрытое воспитательное учреждение, где наряду с профессиональными знаниями ученики получали всестороннее и в том числе нравственное воспитание. В Академии стремились воспитать истинных патриотов своего Отечества и мастеров своего дела. Художники, скульпторы, мастера исторической живописи занимали очень значительное место в жизни государства, поэтому русская императрица многое делала для того, чтобы они получили достойное образование и воспитание.
Уже в девять лет Шебуев в Академии на хорошем счету, получает блестящие оценки. Среди его учителей и , которые дали будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.
Окончив Академию с аттестатом первой степени и малой золотой медалью, Шебуев в 1803 г. отправился в Рим в пенсионерскую поездку, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится работа "Гадание. АвтопортретГадание. Автопортрет. 1805—1807Холст, масло, 91,5 х 73,5Государственная Третьяковская галерея" (1805-1807), занимающая особое место в творчестве художника. В этой картине чувствуется радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и прослеживаются нотки романтизма, набирающего силу как художественное направление в начале XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.
В 1806 г. Шебуев вместе с другими пенсионерами был отозван домой в связи со строительством Казанского собора в Петербурге, который стал своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно "храмом славы русских художников". Шебуев написал для Казанского собора ряд живописных работ, в том числе изображения трех святителей - Святого Василия ВеликогоСвятой Василий Великий. 1811Бумага на холсте, масло, 281 x 181Государственный Русский музей, Святого Григория БогословаСвятой Григорий Богослов. 1811Холст, масло, 281 x 181Государственный Русский музей и Иоанна Златоуста.
Шебуев многие годы преподавал в Академии Художеств. Начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил - ректором живописи и ваяния (с 1832). Шебуев много отдал сил для подготовки учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала Академии ("Торжество на Олимпе", 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы куполаВидение пророка Иезекииля. Эскиз плафона для церкви Св. Екатерины при ИАХ. 1836Холст, масло, 89 x 82Государственная Третьяковская галерея и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.
Шебуев много работал в портретном жанре. Его портреты отличаются психологической точностью и стремлением максимально искренне передать их облик. Наиболее известны его портреты "Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье" (1837), "Портрет жены" (середина 1840-х).