Стасов Василий Петрович [1769—1848]

Одним из крупнейших зодчих, принявших активное участие в больших строительных работах в Петербурге после Отечественной войны 1812 года, был Василий Петрович Стасов (1709—1848).

Стасов родился в Москве в семье мелкого служащего. Он рано остался сиротой, четырнадцати лет от роду, в 1783 году, поступил на службу «строительным помощником» — чертежником.

Свою самостоятельную практическую деятельность  Стасов начал  очень рано. Творчество его развивалось в эти годы в ближайшем общении со школой ведущих московскких зодчих — В.И. Баженова Баженов Василий Иванович [1737—1799] ... и М.Ф. Казакова Казаков Матвей Федорович Казаков Матвей Федорович [1738—1812] Крупнейший русский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре..... В этих традициях и работал Стасов в ранний, московский период своей деятельности.

В 1801 году Стасов получил командировку в Италию для изучения памятников античной архитектуры. После возвращения в 1808 году на родину Стасов вскоре переезжает в Петербург, где и проходит в дальнейшем вся его творческая деятельность.

В 1811 году перестройкой служебного корпуса Екатерининского дворца (для размещено ж
в нем вновь основанного учебного заведения — Лицея) начинаются работы Стасова в Царском Селе, длившиеся затем много лет и занимающие видное место в его творчестве. В том же 1811 году он был избран академиком за проект памятника «В честь храбрых российских воинов, окончивших жизнь под Полтавой».

Особенно ярким, значительным и содержательным становится творчество Стасова после победного завершения Отечественной войны 1812 года. В десятилетие между 1815 и 1825 годами созданы его лучшие произведения.

В 1816—1817 годах Стасов перестраивает сооружения Конюшенного двораСтасов В. П. Конюшенный двор на МойкеКонюшенный двор на Мойке. 1817—1823 на набережной Мойки. В своей основе эти постройки восходили еще к началу XVIII века. Как и большинство зданий того времени в Петербурге, они выходили главным фасадом на реку — набережную Мойки. Реки являлись тогда основными коммуникациями города. Однако ко времени работ Стасова основное значение в этом районе давно уже перешло к Невскому проспекту, и Стасов радикально изменяет общую композицию здания и переносит главный фасад на новую, создаваемую им площадь с южной стороны здания. Двумя улицами эта площадь объединяется с Невским проспектом. В центре главного фасада он размещает главный павильон с большим залом, завершаемый пологим куполом. Крылья образуют павильоны с большими эффектными нишами. В западном крыле дорические колонны, помещенные в нише, объединяются с колоннадой, идущей вдоль бокового фасада. Все четыре фасада здания различны по своей композиции, и все они соответствуют конкретному месту, занимаемому данной частью здания во всей окружающей застройке. Этои постройкой Стасов развивал далее приемы А.Н. Воронихина Воронихин Андрей Никифорович [1759—1814] ..., определившие композицию Казанского собораВоронихин А. Н. Казанский соборКазанский собор. 1801—1811. Расположение здания на участке, специфика участка предопределяли всю структуру сооружения; здание решалось в тесной, неразрывной связи с примыкающими к нему площадями и улицами, со всей окружающей его городской планировкой.

В 1817—1820 годах Стасов создал здание Павловских казарм на Марсовом полеСтасов В. П. Павловские казармы на Марсовом полеПавловские казармы на Марсовом поле. 1817—1819 (ныне Ленэнерго). Вновь, как и в здании Конюшенного ведомства, ему пришлось здесь реконструировать уже существовавшие в натуре постройки. Учитывая возрастающее значение Марсова поля как большой городской площади, Стасов перенес главный фасад здания с Большой Миллионной (ныне ул. Халтурина) на Марсово поле. Центр нового фасада он отметил торжественной колоннадой дорического ордера, поддерживающей аттик, а крылья выделил портиками с фронтонами. На северном фасаде (по ул. Халтурина) Стасов заменил существовавшую ранее обработку центрального выступа также дорическим портиком.

Завершающий портик фронтон он дополнил еще большим аттиком с рельефными панно, скомпонованными из изображений военных арматур. Совсем простыми средствами, без применения ордера, решен третий фасад здания — в узкий Аптекарский переулок.

В перестройке здания Павловских казармСтасов В. П. Павловские казармы на Марсовом полеПавловские казармы на Марсовом поле. 1817—1819, как и в перестройке Конюшенного ведомстваСтасов В. П. Конюшенный двор на МойкеКонюшенный двор на Мойке. 1817—1823, Стасов учитывал прежде всего место здания в его городском окружении. Уже самым фактом переноса главного фасада на Марсово поле Стасов определил свое новое отношение к композиции здания, непосредственно исходя из особенностей того конкретного участка, на котором оно воздвигалось.

В здании Павловских казармСтасов В. П. Павловские казармы на Марсовом полеПавловские казармы на Марсовом поле. 1817—1819 широко использована монументально-декоративная скульптура в виде рельефов на аттиках, а в проекте, кроме того, в виде больших композиций из арматур при входах. Суровая торжественность дорических колоннад Павловских казармСтасов В. П. Павловские казармы на Марсовом полеПавловские казармы на Марсовом поле. 1817—1819 — характерное явление для творчества Стасова тех лет. Он сам лисал, что «мужественную величавость простого ордера» следует «предпочесть пышности украшенных».

Наряду с большим строительством в Петербурге Стасов вел в эти годы значительные работы в усадьбе Грузино на Волхове и в Царском Селе (г. Пушкин).

В Грузине им были сооружены торжественные башни у пристаней (1815), где простые и строгие, несколько расширяющиеся книзу рустованные пьедесталы завершались открытыми дорическими павильонами-ротондами, а также была воздвигнута замечательная башня-колокольня (1822) с дорическими колоннадами у основания и высоким шпилем над открытой ротондой. Эта колокольня наглядно свидетельствует о вдумчивом и одновременно творческом изучении Стасовым произведений А.Д. Захарова Захаров Адриан Дмитриевич [1761—1811] ....

Из многочисленных работ Стасова в городе Пушкине особое место занимает созданный
им ансамбль Садовой (ныне Комсомольской) улицы. Стасов реконструировал здесь здание
дворцовых оранжерей. Он создал своеобразную постройку из чередующихся кубических
объемов павильонов с оранжерейными помещениями, оформленными большими арками, богато
декорированными орнаментальной скульптурой. Все здание должно было замыкаться с угла
торжертвенной изогнутой по дуге колоннадой.

По проектам Стасова здесь были созданы небольшие мосты через канал к парку, перестроено здание Манежа. Вместе с выполненной уже ранее перестройкой здания Лицея. Все эти сооружения образовали совершенно своеобразный ансамбль, где нашли отражение специфика и небольшого города и замечательного парка.

Из других работ Стасова в городе Пушкине наибольшее значение имеют чугунные ворота «Любезным сослуживцам» (1818) — первый памятник в пригородах Петербурга, сооруженный в честь победоносного завершения Отечественной войны. Ворота решены Стасовым в виде пропилеи из восьми греко-дорических колонн, над антаблементом которых помещен простой, невысокий аттик. Строгая торжественная ограда, на ровный ряд копий которой наложены щиты с головами медуз, оформляет площадь перед воротами.

Пожар 1820 года, сильно повредивший восточное крыло Екатерининского дворца в городе Пушкине, послужил поводом к большим работам Стасова по дворцу. При этом в части помещений была восстановлена существовавшая до пожара отделка, а в некоторых случаях были созданы новые комнаты. Из последних наиболее значительной является кабинет Александра IСтасов В. П. Кабинет Александра I в Екатерининском дворце в Царском селеКабинет Александра I в Екатерининском дворце в Царском селе. 1817 со стенами и сводами, сплошь покрытыми искусственным мрамором. 

Все помещение при этом ограничено как бы единой поверхностью. Исчезли столь характерные для классицизма XVIII века членения стен и перекрытий элементами классических ордеров. Узкая, слабо выделенная полоса фриза заменила собой антаблемент. Этот фриз лежит непосредственно на поверхности стен, а колонны в нише, у входа, и полуколонны по сторонам камина имеют лишь декоративное назначение. Непосредственно на гладкую поверхность искусственного мрамора нанесены живописные композиции.

Аналогично, судя по картине Л.К. Плахова Ибрагимов Джалил Баба [1935] ... (Русский музей), был отделан и кабинет Александра I в Зимнем дворцеРастрелли Б. Зимний дворецЗимний дворец. 1754—1762 (отделка погибла при пожаре 1837 г.).

Ряд значительных построек был создан Стасовым с середины 20-х до середины 30-х годов. Крупейшими среди них являются два больших «полковых» собора — Преображенский «всей гвардии» и Троицкий в Измайловском полку и двое триумфальных ворот — Нарвские воротаСтасов В. П. Нарвские ворота в Санкт-ПетербургеНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 и МосковскиеСтасов В. П. Московские Триумфальные воротаМосковские Триумфальные ворота. 1834—1838Чугун.

В зданиях соборов Стасов продолжает в основном разработку тех приемов, которые были характерны для его работ предыдущего периода, но одновременно в этих сооружениях появляются и элементы пышности. Тяжелые орнаментальные фризы тянутся по фасадам и обрамляют оконные проемы; строгий дорический ордер сменяется коринфским. Не внося в композицию чего-либо принципиально нового, эта пышность, однако, несомненно нарушает суровую торжественность более ранних стасовских построек.

Своеобразны и значительны триумфальные Нарвские воротаСтасов В. П. Нарвские ворота в Санкт-ПетербургеНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 (1827—1834), созданные Стасовым вместо пришедших в ветхость временных ворот, построенных Кваренги Кваренги Джакомо (Доменико) Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817] Один из крупнейших зодчих русского классицизма. Виднейший русский и итальянский архитектор. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.... в 1814 году. Стасов сохранил основную схему прежнего сооружения, но поревел его в камень и металл, внеся ряд характерных изменений: сделал колонны каннелпрованными, изменил силуэт колесницы Славы и поставил между колоннами вместо античных воинов статуи русских витязей.

Вскоре после окончания Нарвских воротСтасов В. П. Нарвские ворота в Санкт-ПетербургеНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 Стасовым были созданы Московские Триумфальные воротаСтасов В. П. Московские Триумфальные воротаМосковские Триумфальные ворота. 1834—1838Чугун.

Московские воротаСтасов В. П. Московские Триумфальные воротаМосковские Триумфальные ворота. 1834—1838Чугун (1834—1838) задуманы Стасовым как целый архитектурный комплекс, включавший кроме ворот два здания для дежурного караула, ограды, связывающие ворота с павильонами, и мост через протекавший Литовский канал. В Московских воротах Стасов вернулся к тому же мотиву пропилеи, который был использован им ранее в воротах «Любезным сослуживцам», но вместо скромных ворот — въезда в парк — здесь были созданы грандиозные ворота — въезд в город. Как и ворота «Любезным сослуживцам», ворота у Московской заставы были выполнены целиком в чугуне, являясь в конструктивном отношении смелым новаторством — одним из первых опытов в истории техники применения металла для столь крупного сооружения.

В 1831—1835 годах Стасов руководит окончанием постройки Смольного монастыряРастрелли Б. Смольный монастырь в Санкт-ПетербургеСмольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748—1835 Растрелли Растрелли Бартоломео (Франческо) Растрелли Бартоломео (Франческо) [1700—1771] Ведущий архитектор середины XVIII века. Произведения Растрелли играют огромную роль в развитии русской архитектурной школы, в сложении русского барокко...., заново сделав внутреннюю отделку собора и возведя высокие чугунные ограды и жилые корпуса, оформившие главный вход на территорию собора на месте проектировавшейся Растрелли Растрелли Бартоломео (Франческо) Растрелли Бартоломео (Франческо) [1700—1771] Ведущий архитектор середины XVIII века. Произведения Растрелли играют огромную роль в развитии русской архитектурной школы, в сложении русского барокко.... колокольни.

Наиболее крупной работой Стасова второй половины 30-х годов было участие в восстановлении Зимнего дворецаРастрелли Б. Зимний дворецЗимний дворец. 1754—1762 после пожара 1837 года. Стасов руководил восстановлением всех тех помещений, в которых предполагалось воссоздавать существовавшую до пожара отделку. Он проявил себя в этих работах блестящим строителем-новатором, сумевшим в очень короткий срок завершить работы, выполнив их на чрезвычайно высоком техническом уровне. При этом в целях пожарной безопасности были использованы многие новые строительные материалы и конструкции (так, все существовавшие до пожара деревянные перекрытия были заменены металлическими и т. п.).

Эти работы еще раз показывают значение Стасова как выдающегося строителя-практика, смело применявшего новые, впервые входившие в дело приемы.

Роль Стасова в развитии русской архитектуры первой трети XIX века была очень значительной. Воспитанный в традициях школы Баженова—Казакова, внимательно изучивший и освоивший достижения русской архитектуры начала XIX века, в частности работы Захарова, Стасов в период наивысшего подъема своего дарования создал ряд замечательных произведений, в которых с особой яркостью выявляется широкий, ансамблевый подход к композиции, к трактовке каждого отдельного здания как элемента более крупной городской застройки.

Это сочеталось в творчестве Стасова со стремлением, говоря его словами, к «мужественной величавости» и «величественной простоте», выражавшемся в предпочтении дорического ордера, сдержанном применении скульптуры, использовании больших лаконичных плоскостей стен.