Судьбинин Серафим Николаевич [1867—1944]

Русский художник. Актер.  Скульптор, график и художник-керамист Серафим Судьбинин родился 21 марта 1867 года в Нижнем Новгороде. 

Из обедневшего рода нижегородских купцов-старообрядцев. Внук иконописца. Изначально избрал профессию актера. С 1881 выступал под псевдонимом Судьбинин в труппе нижегородского антрепренера Д. А. Бельского, с которой разъезжал по провинции. В 1896–1898 работал в Вильно в антрепризе режиссера К. Н. Незлобина. В 1898 по рекомендации А. И. Южина (Сумбатова) был принят в труппу МХТ, где выступал в течение пяти лет и был занят почти во всех спектаклях театра: сыграл роль Петра в пьесе Л. Н. Толстого «Власть тьмы», роль Нила в пьесе М. Горького «Мещане», роль Сатина в его же пьесе «На дне» и др.

Одновременно с актерской работой начал самостоятельно заниматься рисованием и скульптурой. Летом 1902 во время отпуска побывал в Париже и окончательно решил стать скульптором (ушел из театра в 1904). В числе первых самостоятельных работ были бюст К. С. Станиславского и бронзовая статуэтка «Станиславский в роли доктора Штокмана» (обе работы неоднократно публиковались в журналах). В 1901 дебютировал на московской выставке «В пользу вспомогательного фонда при МОЛХ», в дальнейшем участвовал в выставках МТХ (М., 1903), СРХ (СПб., М., 1906–1916; член СРХ с 1906), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), в Выставке русского искусства в Париже (Осенний салон, 1906), в русских отделах международных выставок в Венеции (1907), Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1904–1910 выставлялся в Осеннем салоне (член салона с 1908), в 1907–1912 – в салоне Независимых.

С 1904 жил в Париже, что стало возможным благодаря ежемесячной стипендии, назначенной ему С. Т. Морозовым (выплаты прекратились в 1906 в связи с самоубийством Морозова). Занимался в студиях Л. С. Бернштейна-Синаева и Ж.-А. Энжалбера. В 1906 через композитора А. Н. Скрябина познакомился с О. Роденом и около года работал в его мастерской (продолжал сотрудничество с Роденом и позже – до его смерти в 1918). В последующие годы изучал технику керамики в Школе искусств и ремесел у А. Гогера и Э. Декёра, затем у Гранже; стажировался в мастерской Луи Деляшëналя в Севре.

В 1900–1910-е создал из мрамора и бронзы скульптурные портреты: М. Горький (1904), Ф. И. Шаляпин (1907), А. Н. Скрябин (1908), Л. В. Собинов (1909), актер А. Д. Смирнов (1911), О. Роден (за работой над портретом О. Бальзака; 1909), вел. кн. Михаил Александрович, вел. кн. Георгий Михайлович (оба – 1909), принцесса Каролина Мюрат (1910-е); фигуры: «Сатир» (1905), «Сатир и вакханка» (1905), «Гладиатор», «Мыслитель», «Юность» (1909); серию «Монстры» («Ярость», «Вожделение», «Довольство», «Ненасытность», «Гнев»; 1906–1909). В 1913 выполнил для Императорского фарфорового завода в С.-Петербурге статуэтки Л. В. Собинова в роли Ромео, Тамары Карсавиной в партии Сильфиды и в роли Балерины в балете «Петрушка», Анны Павловой в партии Жизели. Исполнил портрет Анны Павловой в партии Умирающего Лебедя и статуэтку в партии Вакханки (вплоть до начала 1940-х они выпускались в бисквите на Севрской мануфактуре).

После революции остался во Франции. На протяжении многих лет сотрудничал с Севрской мануфактурой и с мастерской Л. Деляшëналя, позже имел в Севре собственную мастерскую. Создавал декоративные сосуды, занимался мелкой пластикой в стиле ар деко, в частности, исполнял фигурки животных. Несколько работ в разные годы были приобретены и Музеем керамики в Севре и Музеем декоративных искусств в Париже.

Участвовал в выставках русских художников в Венеции (в рамках XII Международного бьеннале искусств, 1920), Париже (La Boёtie и Осенний салон, 1921; La Renaissance, 1932), Берлине (Первая русская художественная выставка; галерея Van Diemen, 1922), Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923, Гранд-палас, 1924), Белграде (1930), Праге (1935), в выставке «Русский балет С. П. Дягилева» (Париж, 1939; скульптуры балерин). Выставлялся в Осеннем салоне (1929, 1934, 1938) и Салоне художников-декораторов (1929–1931, 1933–1934, 1936–1938; член салона с 1934).

С 1922 работал по американским заказам, неоднократно приезжал в США. Исполнил серию парковых скульптур по контракту, подписанному министром финансов Э. У. Мэллоном. Вместе со скульптором Ж. Дюнаном создал декоративные ширмы «Фортиссимо», «Пианиссимо» и «Крещендо» для резиденции Соломона Гугенхейма в Порт-Вашингтоне (1925–1926; «Фортиссимо» – ныне в музее Метрополитен в Нью-Йорке). Обращался к религиозной тематике, создавая деревянные скульптуры, стилизованные в духе ранней готики, с применением цветных лаков и позолоты («Мадонна с младенцем», «Материнство», «Рождество», «Ангел Апокалипсиса» и др.). Увлекался керамикой Востока и художественной культурой ацтеков. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (галерея Kingor, 1923; галерея Reinhardt, 1923, 1925), Вашингтоне (Национальная галерея, 1924; совместно с С. А. Сориным), Чикаго (Арт-клуб, 1927), Париже (галерея на авеню Friedland, 31, 1934; галерея Charpentier, 1939) и Сан-Франциско (1935).

В годы II Мировой войны его мастерская на ул. Брока (Broca) на Монпарнасе была полностью уничтожена при бомбардировке Парижа.

Последние годы провел в бедности, болезни и забвении. Умер 1 ноября 1944 в Париже. Похоронен на кладбище Тиэ.

В 1946 посмертная ретроспективная выставка состоялась в Салоне художников-декораторов в Париже, в 1950 небольшая выставка прошла в галерее La Colombe. В 1971 работы художника экспонировались на выставке «Искусство и гончарные производства во Франции от Огюста Родена до Р. Дюфи» в Музее керамики в Севре, в 1972 – на выставке «Русский балет С. П. Дягилева» в Париже. В 1993 на аукционе в Версале состоялась распродажа его работ. Представлен в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ, музее МХАТ и других музеях России, а также в ряде музеев Франции и США.