Тон Константин Андреевич [1794—1881]
Русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Родился в Петербурге в семье владельца ювелирной мастерской. В 1803–1815 учился в Академии художеств у Храму Христа СпасителяХрам Христа Спасителя. 1839—1883 в Москве, призванному стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 (проект Тона, заменивший отвергнутый проект А.Л.Витберга, был создан в 1831–1832, строительство же началось в 1839, в год 25-летия взятия Парижа и заключения мира с французами). Величественное здание высотою 102 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами (увенчанными такими же, только меньшими, куполами) по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Завершенный в 1883, храм был взорван в 1931 и восстановлен в 1994–1999.
Вторым известнейшим творением Тона явился Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец. 1839—1849 (1839–1849), возведенный на гребне холма на месте великокняжеских хором. Классицистическая в целом композиция обрела – благодаря целому ряду «древнерусских» деталей (окна с двойными арками, декоративные наличники и кокошники) – органическую связь с окружающими средневековыми постройками; к тому же дворец был соединен с ними переходами. Парадные интерьеры дворца (Георгиевский, Владимирский и другие залы) поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.
По проектам мастерской Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей. Благодаря покровительству двора «тоновский» русско-византийский стиль (закрепленный его альбомом Проекты церквей, изданным в 1838) стал к середине 19 в. нормативным. Среди других сооружений зодчего особенно значительны: серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831–1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги; и в последнем случае живописно объединенные черты разных стилей – как это всегда бывало у Тона – соединились с продуманной функциональностью общей планировки. Мастер вел также большую преподавательскую работу (в 1854–1871 был ректором Академии художеств).