Верещагин Петр Петрович [1836—1886]

Верещагин Петр Петрович (02.01.1834, Пермь - 16.01.1886, Петерб.), сын Петра Прокопьевича Верещагина. Живописец, пейзажист-перспективист. Первоначальное художественное образование получил в Перми у деда по материнской линии И.В. Бабина и у А.У.Орлова. С 1862 г. ученик Академии Художеств. Награждён двумя серебрянными медалями 2 и 1 достоинства. В 1865 г. — звание классного художника 3 степени; в 1867 г. — звание классного художника 2 степени за картины "Вид Динабурга", "Рынок в Новгороде" и "Вид из окрестностей Люцыни; в 1868 г. — звание классного художника 1 степени за картины "Толкучий рынок в Москве" и "Вид Кремля"; в 1873 г. — академик живописи пейзажной за картину "Общий вид Севастополя".

В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России, он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга, Севастополя, приволжских городов, городов Западных губерний; финляндские, крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. — города по Дунаю. Из его картин назовем: "Ветряная мельница в Люцине", "Аю-Даг в Крыму", "Общий вид Севастополя", "Нижний Новгород", "Площадь в Тифлисе", "Исток Риона", "Орианда", "Военно-грузинская дорога", "Невский проспект", "Выборг", "Севастопольский рейд", "Вид города Перми", "Речка Архиповка", "Деревня Корничная", "Улица в Систове", "Нева с набережной у Академии Художеств", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид в окрестности г. Острова", "Дворец в Ливадии", "Пристань в Галаце".

Старший из братьев — Петр Петрович - поступил в Академию художеств в 1858 году, несколько позже своих братьев. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у Сократа Максимовича Воробьева, известного ландшафтного живописца, много лет прожившего в Италии. "Итальянская" традиция ландшафтной живописи в Петербургской Академии художеств имела прочные основы, связанные с именами великих пейзажистов начала XIX века — Сем.Ф. Щедрина, Сильв.Ф. Щедрина, Ф.Я. Алексеева, Ф.М. Матвеева, М.Н. Воробьева. Их живописи, в той или иной степени, присущи пристальное внимание к натуре, тщательное изучение цветовых и световых нюансов, любовь к необременительному и милому стаффажу, некая идиллия, чаще всего перенесенная на обожаемую всеми мэтрами русского пейзажа итальянскую землю. Уроки учителя оказали сильное влияние на молодого Петра Верещагина.

В 1861 году за этюд "На Волге" молодой художник получил малую серебряную медаль, а в 1862 году - большую серебряную медаль за картину "В Баку". На академической выставке 1863 года экспонировались его пейзажи "Москва. Спасская башня" и "Толкучий рынок в Москве", а в 1864 году - двенадцать видов примечательных мест, зданий и окрестностей города Ревель, написанных в летние месяцы того же года.

В 1865 году П.П.Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину "Вид в Нижнем Новгороде".

С 1866 года П.П.Верещагин преподавал рисование, черчение и чистописание в городе Люцин Виленской губернии. В 1867 году за картины "Вид Динабурга", "Рынок в Нижнем Новгороде" и "Вид города из окрестностей Люцина" он был удостоен звания классного художника второй степени, а в 1868 году - за картины "Толкучий рынок в Москве" и "Вид Кремля" - звания классного художника первой степени. В 1867 году художник вступил в Общество любителей художеств.

В начале 1870-х годов Верещагин написал виды некоторых зданий Петербурга и создал серию пейзажей Крыма. В 1873 году Академия художеств удостоила его звания академика пейзажной живописи за картину "Общий вид Севастополя", относящуюся к крымскому циклу, а также за пейзажи "Межигорская фабрика близ Киева", "Вид Киева", "Нижний Новгород", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид Межигорья" и "Вид Кремля в Москве".
В 1870 году живописец оставил преподавание и полностью посвятил себя творчеству.


Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник находился с русскими войсками на Балканах и запечатлел пройденные ими города и местности, написал вид города Систово, а также серию дунайских пейзажей.

Активный творческий период П.П.Верещагина составил около трех десятилетий напряженного и плодотворного труда, причем живописный уровень его произведений всегда оставался очень высоким. Будучи плотью от плоти Академии художеств, он сумел найти собственный стиль в одном из самых традиционных академических жанров. Безусловно, в живописных приемах и используемых световых и цветовых эффектах он беспрекословно следовал за своими великими предшественниками. Но лишь Верещагину удалось радикально изменить пренебрежительное отношение к собственно русскому пейзажу. Его своеобразные и хорошо узнаваемые "портреты" городов и местностей, полные близких русскому сердцу бытовых деталей, по праву завоевали широкую популярность.

Виктория Лаптева
"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" № 5 (7), 2003