Верещагин Василий Петрович [1835—1909]
Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали ( в 1858 г. — 2 серебрянную; 1859 г. — 1 серебрянную; 1860 г. — 2 золотую за программу "Олимпийские игры"; 1861 г. — 1 золотую за программу "На свадьбе Великого Князя Василия Васильевича Темного Великая Княгиня София Витовтовна отнимает у Князя Василия Косого-Шемяки пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому", тогда же получил звание классного художника 1 степени).
Отправившись за границу пенсионером академии (1863 г.), Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. В 1869 г. получает звание профессора 2 степени за картину "Свидание узника с семейством", в 1883 г.— профессор 1 степени.
В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств ( в 1894 г. оставляет службу при Академии Художеств). При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.
Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896), исполнял картины на жанровые темы "Крестьянка", "В пути", "Шарманка", "Усталая" и др.). В 1907 г. В.П. Верещагин прислал в Пермский музей несколько картин своих и брата, именно они послужили началом для организации художественного отдела музея.
Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
В 1891 г. Верещагин издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей".