Ярошенко Николай Александрович [1846—1898]

Н.А. Ярошенко — одна из наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после смерти И.Н. Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... (1887) суждено было стать идейным руководителем ТПХВ. "Он был большим либералом, интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, — писал о нем Я. Д. Минченков. — Ярошенко был папашей у передвижников, и его побаивались".

Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И.Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической интеллигенции — писатели Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко.

Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины "Кочегар" (1878). Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.

Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878; "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881; "Курсистка", 1883). В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения — мыслящего, целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876; В. М. Максимова, 1878; И. К. Зайцева, 1886; Н. Н. Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир.

Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть "не только интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене.

Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения - показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом.

Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. — "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих.

Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.