Захаров Адриан Дмитриевич [1761—1811]
Адмиралтейство. 1806—1823
-
- Название Адмиралтейство
- Год создания 1806—1823
- Все работы автора Всего: 1
Описание
Адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Первоначально оно задумывалось Петром I только как верфь. Место выбрано не случайно. Ранее здесь находилась деревня Гавгуево, то есть территория была уже в какой то мере освоена. Здесь было «два двора, душ мужского пола, лядей тяглых, 2, сена косили 20 копен а хлеба сеяли 6 коробей» [Цит. по: 4, с. 87]. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг.
Адмиралтейства было необходимо для строительства кораблей Балтийского флота. Изначально их строили на Олонецкой верфи на реке Свирь. Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли через Ладожское озеро, через Ивановские пороги на Неве. Поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.
Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года по плану самого Петра I. По этому поводу государь записал в своём дневнике: «Заложили Адмиралтейский дом и были в Остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен» [Цит. по: 3, с. 52]. Другие источники цитируют это сообщение, указывая ширину не 200, а 800 сажен [Цит. по: 6, с. 55]. На чертеже царя Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение в форме буквы «П». Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе планировалось создать 13 эллингов для строительства парусных кораблей. Под планом Адмиралтейства Петром было написано:
«Сей верф делать государственными работниками или подрядом, как лучше, и строить по сему: жилья делать мазанками прямыми без кирпича; кузницы обе каменные в ½ кирпича; амбары и сараи делать основу из брусья и амбары доделать мазанками, а сараи обить досками, только как мельницы ветряные обиты, доска в доску, и у каждой доски нижний край обдорожить и потом писать красною краскою. От реки бить поженными сваями» [Цит. по: 3, с. 52].
На стройке трудились около пяти тысяч человек. Работали они с 5 утра до 9 вечера. Но этот план Петра I до конца выполнен не был, так как в 1704 и 1705 годах шведские войска ещё достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу. Из-за этого было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Общее руководство строительством верфи-крепости Пётр возложил на А.Д. Меншикова. Его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственое наблюдение Адмиралтейского двора. 24 июня 1705 года Меншиков приказал Яковлеву соорудить вокруг Адмиралтейства полисад, то есть земляной вал. Сооружение других построек разрешалось только в 150 саженях от вала. 17 сентября 1705 года Брюс писал Меншикову:
«Сего сентября в 17 день от Вашего Превосходительства чертёж привезён, как строить крепость около двора Адмиралтейского, которое дело зачато сентября 20-го и для поспешания из фашин строить станем, а дёрном невозможно поспешить за опозданием времени. Против чертежа вышеупомянутого двора вымеряли и по размеру два бастиона в реке будут, где 3½ сажени глубины, которые нынешним поздним временем и за великими погодами строить зело трудно и поспешить невозможно, а как скоро замёрзнет река, то зачнём немедленно строить, адо того времени как те два бастиона строить станем, будут сделаны два маленькие бастиона, как на чертеже показано» [Цит. по: 6, с. 57].
Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. На пространстве вокруг крепости организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (гласис). Кроме того гласис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. На месте луга со временем появились Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая площади.
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге, после шпиля Петропавловского собора. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября. В этот день Яковлев докладывал Меншикову:
«При С.-Петербурге на Адмиралтейском дворе милостию Божией всё хранимо и кроме двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные и шпиц, и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены» [Цит. по: 1, с. 8].
Всего вокруг верфи установили 108 пушек.
В нескольких помещениях Адмиралтейства разместился Адмиралтейский приказ, позже переименованный в Адмиралтейскую коллегию, в XIX веке — в Морское министерство. К 1706 году на территории верфи было размещено 10 эллингов с деревянными складами и деревянной башней в центре.
Адмиралтейство («Адмирал» — в переводе «владыка», «властелин морей») стало крупным производственным предприятием. Здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно — 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.
Ради пожарной безопасности Петром I 8 февраля 1709 года был издан указ:
«Великий Государь велел сим объявить, как и прежде сего объявлено было, чтоб около кораблей и прочих судов, також у галер в гавани, при Санкт-Петербурге, никакого огня не держать, также и табаку не курить, а ежели кто в оном сыщется виновен, будет бит: по первому приводу наказан по 10 ударами у мачты, а ежели приведён будет в другой раз, оный будет под киль корабельный пропущен и у мачты будет бит 150 ударами, а потом вечно на каторгу сослан» [Там же].
Впрочем, на каторгу вряд ли бы кто отправился. После 150 ударов остаться в живых было невозможно.
Поначалу корабли строили около 1 000 человек. К 1715 году их уже было более 10 000. Первые кораблестроители прибыли в Петербург из Олонецкой верфи. Мастерами первое время были исключительно иностранцы — англичане, голландцы, итальянцы. Все служители верфи жили рядом с Адмиралтейством, по другую сторону гласиса (Адмиралтейского луга). Место их проживания, между Адмиралтейским лугом и Мойкой, называлось Морской слободой. Большая и Малая Морские улицы берут своё название именно от Морской слободы. Простые рабочие жили здесь в шалашах и простых хибарах. Нижним чинам строили избы, для чего по Неве на подводях сюда доставляли готовые срубы. Чем выше чин или мастерство рабочего, тем жильё было ближе к Адмиралтейству.
В ознаменование Полтавской победы Пётр I 6 декабря 1709 года заложил на Адмиралтействе первый крупный 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 года.
Государь лично следил за тем, как работает верфь. Его рабочий день начинался с визита в Адмиралтейство. Он был здесь в 4 или 5 часов утра, и иногда не покидал верфь до позднего вечера.
19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.
В том же году Пётр I приказал перестроить южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены часы. Шпиц на этой башне был невысок, что не нравилось Петру I. Приказ об установке более высокого шпиля царь отдавал в 1716 и 1717 годах.
Под шпилем Адмиралтейства было устроено место для государя. Его стены оклеили обоями, на окна повесили тафту. В центре поставили трон с балдахином.
18 января 1715 года Пётр I издал указ:
«Санкт-Петербургского Адмиралтейства мастеровым людям носить немецкое платье и чтоб оное было сделано всеконечно сего января к 23 числу, а ежели кто учинится преслушен, и таким учинено будет наказание: битьё кнутом и из дач из готового ми кормового жалованья вычтено за полгода у каждого человека» [Цит. по: 3, с. 58, 59].
К 1717 году окончательно сложилась система водных каналов, обслуживающих Адмиралтейство. В августе этого года была пущена вода в Адмиралтейский канал, который соединил верфь со складским комплексом Новой Голландии. По нему из складов к строящимся кораблям сплавляли лес.
В 1718 году в башне над главным входом расположился высший орган управления российским флотом — Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: «Адмиралтейский час пробил, пора водку пить». 11 часов с тех пор называют «Адмиралтейский полдень».
20 мая 1719 года Адмиралтейств-коллегия докладывала, что «спицного дела мастер Германн Ван Болес обещал шпиц достроить всякою столярною и плотничью работою своими мастеровыми людьми, а именно укрепить спиц, поставить на нём яблоко, корабль, отделать внутри и с лица того спица окошки, двери, кзымсы [карнизы], балясы, лестницы со всем как надлежит, кроме того спиц железом обить, на кровле того спица сделать два фонаря столярною и прочею работою как надлежит» [Цит. по: 3, с. 58]. За эту работу мастер запросил 350 рублей, 200 из которых были выплачены задатком.
Тогда же было завершено возведение каменных стен Адмиралтейства. В последствии здание перестраивалось ещё два раза, но шпиль ван Болеса был сохранен, так как он стал одним из символов Петербурга. Вокруг него со временем возникло много легенд и мифов. Идут споры о том, по образу какого корабля сделан кораблик Адмиралтейства. Предполагают что им могло быть боевое судно «Орёл», построенное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. На нём был впервые поднят русский морской флаг. Общеизвестно название шпиля Адмиралтейства, которое дал ему Александр Сергеевич Пушкин — «Адмиралтейская игла».
31 января 1720 года по указанию Петра I «для розыска во всяких делах» в Адмиралтействе был оборудован «застенок». Он находился в угловом помещении бастиона.
Визит в Адмиралтейство, состоявшийся в 1721 году, описал камер-юнкер Ф. Берхгольц:
«Осмотрели… и самое Адмиралтейство. Оно имеет внутри большое, почти совсем четырёхугольное место, которое с трёх сторон застроено, а с четвёртой открыто на Неву, где корабли строятся, а потом спускаются в воду. Против открытой стороны находится большой въезд, или главные ворота, над ними устроены комнаты для заседания Адмиралтейств-коллегии… в одном из флигелей устроена обширная зала, где рисуют и, если нужно, перерисовывают мелом вид и устройство всех кораблей, назначенных к постройке… Потом прошли в флаговый зал, где приготовлена была закуска. В этом зале развешаны пож потолком все флаги, знамёна и штандарты, отнятые в продолжение последней войны у шведов» [Цит. по: 3, с. 61].
Примерно в это же время верфь осматривал гость из Польши:
«Пройдя мост на канаве и ворота, мы вошли через сени в громадное помещение, где строятся корабли. Здесь мы осматривали большой, только что выстроенный красивый корабль. Затем отправились в кузницу, где было 15 горнов и при каждом 15 кузнецов с мастером. Отсюда мы прошли через другой канал к трёхэтажному дому, где находились магазины. Здесь были канаты, гвозди, твёрдое дерево, медь и много других корабельных принадлежностей. Отсюда мы направились в галерею, которая находилась в среднем этаже и где адмирал Апраксин угостил всех нас корабельными блюдами: копчёной говядиной, языком, морскими рыбами и т.п. Посидев немного, мы прошли в коллегии, где молодые люди обучались военному искусству. Отсюда мы сошли к каналу, в котором стояло несколько судов с насосами. Потом прошли в комнату, где была библиотека и лежало много бумаги — белой, серой и чёрной. Несколько комнат было занято готовым платьем на 24 000 человек. Мы осматривали дома ремесленников, помещения, где цирюльники приготовляли мази и пластыри для ран, мастерские, где шились паруса, большое и широкое здание в 2 этажа на сваях, где приготовляли модели кораблей, и наконец прошли в комнаты, где начальник кораблей Головин нас угощал. Головин, в знак своего достоинства, носил при себе золотой циркуль, украшенный камнями…» [Цит. по: 3, с. 61, 62]
После смерти Петра I в 1727–1732 годах мазанковые строения Адмиралтейства были заменены каменными. Купол и шпиц были обиты медными позолоченными листами. В апреле 1732 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны:
«…Адмиралтейскую башню, на которой шпиц (понеже оная со второго апартамента мазанковая и весьма пошатилась), за ветхостью ныне немедленно разобрать и для прочности сделать вновь всю каменную и шпиц поставить» [Цит. по: 3, с. 62].
Работы по перестройке Адмиралтейства с 1728 года осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И.К. Коробов. Ему же была поручена работа над новой надвратной башней со шпилем. Строительные работы проводились с 1734 по 1738 год. Коробов полностью переработал проект башни, повысив её высоту до 72 метров при сохранении общих пропорций. Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Установкой такого сложного инженерного сооружения вновь руководил Герман ван Болес. Башня стала изящнее по рисунку. Завершал архитектурню композицию восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам. На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограмм чистого золота.
По указу Анны Иоанновны от 1736 года с валов Адмиралтейства производился полуденный выстрел пушки. Много позже этот выстрел стали делать с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости [6, с. 59].
В 1738 году «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» дала Адмиралтейству градообразующую роль. На его шпиль было решено ориентировать не только Невский и Вознесенский проспекты, но и Среднюю першпективу (ныне Гороховую улицу). Таким образом, Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.
При императрице Елизавете Петровне место Адмиралтейств-коллегии внутри башни заняла церковь во имя Воскресения Христова. Указ о её создании был издан 23 июля 1747 года. Храм оформлял архитектор С.И. Чевакинский. Ради создания храма пришлось переделать все помещения внутри башни. Из-за постоянной нехватки средств церковь освятили только 10 мая 1755 года, ещё незаконченной, во имя святых Захарии и Елизаветы. Потолок был подбит досками и покрыт холстиной. Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены. Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.
Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нам присутствовала надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов» [Цит. по: 3, с. 65].
В 1730-1750-х годах, при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, строительству флота не придавалось большого значения. Когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие как флота, так и моряков. В июле 1769 года из Петербурга уже вышла эскадра из 15 судов. Правда, до Италии смогли дойти целыми лишь восемь. Но верфь продолжила активно работать [2, с. 386].
После разрушительного наводнения 1777 года башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной. На её углах в случае начала наводнения днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.
13 мая 1783 года на территории производства произошёл крупный пожар. Возникла опасность распространения пожара на Зимний дворец, однако это удалось предотвратить. Адмиралтейств-коллегия докладывала императрице:
«После бывшего сего 13 мая в полдень жестокого ветра и вихря через полчаса стоящий часовой на покрутом пути к Исаакиевкой церкви усмотрел дым над адмиралтейскими магазинами с западной стороны от угла под крышею с наружной стороны и тотчас закричал, что в Адмиралтействе пожар, что наконец и другими с таковым криком подтверждено было… И хотя всё возможное употреблено было к погашению, но как ветер не токмо не уменьшался, но и усиливался, да и потому, что оное строение на углу прикрыто Адмиралтейским валом, то беспрестанный был вихрь; то и не оставалсь другого способа, как употребить всевозможное к пресечению пожара сломанием железных крышек, что однакож три раза огонь делать воспрепятствовал. Но наконец то сделать удалось и закласть одну дверь, которая в брагмаурах была, и тем его остановить. В то же самое время, когда свирепствовал над магазинами, перекинуло огонь и внутрь Адмиралтейства, где строют корабли, в мастерские покои, не более 8,5 сажен, через канал от горящих магазинов отдалённые и так же как первые железом крытые. В сем случае, почти оставя сие не важное и малозначущее строение, все силы употреблены были для сохранения близ самого его лежащий для отстроения кораблей приуготовленный лес, в чём и предуспели, который если бы не спасли, то не токмо сгорело бы всё Адмиралтейство, но и стоющиеся военные 100- и 74-пушечные корабли, которые совершенно безвредно остались, так как и ещё заложенный 100-пушечный» [Цит. по: 3, с. 65, 66].
После происшествия Екатерина II пожелала перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия. Чиновникам конечно же не хотелось переезжать из центра Петербурга на далёкий остров. Они сначала затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II естественно решила, что это слишком дорого. Вместо перевода верфи были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, что было завершено уже при Павле I.
До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства. Они прекратились только при начале последней перестройки здания.
В 1797 году Павел I повелел инженеру генерал-майору Герарду «немедленно» исправить Адмиралтейство. При новом императоре, страстно любившем всё военное, фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства были приведены в порядок. Валы стали выше, каналы прочищены, гласис укрыт дёрном. На угловых бастионах установили новые срубы с флагштоками для подъёма флагов Мальтийского ордена.
Указом императора в 1798 году было основано Училище корабельной архитектуры, целью которого стала подготовка специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов». Ему была отдана часть помещений Адмиралтейства, в его ведение был передан Адмиралтейский оркестр.
К началу XIX века старое промышленное сооружение оказалось в соседстве с особняками знати, в самом центре русской столицы. Его внешний облик не соответствовал статусу места, да и крепостные сооружения были не нужны. В 1806 году по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор
, 25 мая 1805 года ставший главным Адмиралтейств-архитектором.По расчётам Захарова перестройка Адмиралтейства должна была обойтись в 654 232 рубля. А «если же сделать колонны, карнизы и прочие украшения из Пудожского камня, то ещё нужно прибавить 110 000 рублей» [Цит. по: 6, с. 64]. По факту потрачено было 2,5 миллиона рублей. Архитектор описал свой проект:
«Составляя сей проект первым правилом поставлял соблюсти сколь возможно выгоды казны, что и побудило меня старые стены и фундамент не расстраивать ломкою, почему и прибавлено голых стен весьма мало, как ясно видно из сего описания:
1-е. Ворота под спицею подняты выше, для укрепления стен оных прибавлен фундамент, дабы укрепление под спицею было твёрже чрез соединение новых стен со старыми. Спиц самый, не расстраивая нимало его связи, удержит настоящую свою фигуру, но фонарь, равно как и всё прочее строение, находящееся ниже спица, получит совсем другой вид. Церковь остаётся на прежнем своём месте;
2-е. По обеим сторонам сих главных ворот под спицею сделаны большие лестницы, ведущие в общий внутренний коридор, в арсеналы для хранения Адмиралтейских сокровищ, моделей и редкостей. За сими лестницами по сторонам помещены две гауптвахты, одна с арестантской для караула общего, а другая для артиллерийского, при которой находится большая кладовая для денежной казны;
3-е. По концам Главного фасада к Императорскому дворцу и монументу Петра I сделаны большие выступы в три этажа с подъездами и большими парадными лестницами, в средний этаж ведущими. Первой корпус, что к Императорскому дворцу, определяется для присутствия адмирал-депертамента с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями, второй, что к монументу Петра I, для присутствия Адмиралтейств-коллегии с прочими её отделениями;
4-е. На Неву реку по обеим сего здания концам шлюпочные сараи соединены с наружными флигелями чрез продолжение оных до берега в один корпус, в средине коего сделаны над внутренним каналом большие ворота для впуску к магазинам барок. Над сими воротами поставлены павильоны вместо тех, кои ныне находятся на бастионах;
5-е. Весь нижний этаж под всем зданием и в некоторых местах в среднем этаже займутся кладовыми, в нижнем же этаже корпуса к монументу подле павильона сделана большая кузница. Все сии комнаты, магазины и кладовые для безопасности от огня будут со сводами» [Цит. по: 6, с. 64, 65].
Реконструкция Адмиралтейства осуществлялась в несколько этапов. В первую очередь работы велись в части верфи, ближней к Зимнему дворцу. Здесь обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а потому они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра. В этом же корпусе Захаровым была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса. Аналагичная лестница Захаровым проектировалась и в западном крыле.
Официальная часть квартиры Морского министра сохранилась. До наших дней дошли не только интерьеры, но и мебель, некоторые элементы декора. Бывшая квартира включает в себя две прихожие, где сохранились старое зеркало и резная дубовая стенка-вешалка. За ними следует Синяя гостиная — бывшая приёмная министра. Здесь сохранилась мебель XIX века из красного дерева с бронзовыми накладками, бронзовые часы и настольная лампа. За Синей гостиной расположен Парадный кабинет с окнами на Зимний дворец и Александровский сад. Он двусветный. Здесь находятся два встроенных шкафа с позолоченными накладками. В двух углах стоят большие вазы. Из Парадного зала двери ведут в Библиотеку и бывшие жилые покои, комнаты прислуги. За Библиотекой имеется небольшое помещение с двумя угловыми каминами и деревянной резной люстрой. Вероятно, оно использовалось в качестве Парадной столовой.
Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер. Конструкция Коробовской башни осталась цела. Захаров лишь «одел» её во внешний «футляр».
Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие нимф, несущих небесную и земную сферыМорские нимфы, несущие глобус. 1812—1813. Их выполнил скульптор . На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф.Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). Каждая из этих фигур повторена дважды. В создании скульптур принимали участие , , .
Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России». Его автор скульптор
. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на берег Невы, где нифмы и тритоны заняты строительством кораблей. На скале в центре изображена Россия в виде женщины в венце. В её правой руке находится палица Геркулеса — признак силы, в левой Россия держит рог изобилия, к которому жезлом прикасается Меркурий. С другой стороны Вулкан опускает с ногам России оружие как символ победы над врагами. Летящая богиня победы несёт флаг России в сторону океана, где плавает русский флот в окружении морских божеств.В 1812–1813 годах Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установлен «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади — «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного — «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».
Адмиралтейство Захарова первоначально было украшено скульптурой гораздо богаче, чем сейчас. У двух павильонов на постаментах стояли фигуры, обозначающие Европу и Азию работы скульптора
, Африку работы и Америку, созданную . С противоположной стороны два боковых входа украшали аллегории Волги, Дона, Днепра, Невы. Волгу и Дон выполнил скульптор , Неву и Днепр — . Они были расположены лицом к Невскому проспекту. Со стороны Сенатской площади находились Енисей и Лена работы . На фронтонах располагались ещё 12 скульптур, изображающих месяцы года.Интересно, что
хотел парадно оформить и северную Невскую сторону Адмиралтейства. «Через каналы у набережой Невы предполагались мосты с железными решётками, по сторонам устья каналов были бы расположены сделанные заново бастионы из гранита, обнесённые изнутри железной решёткой, с пушками, смотрящими на Неву (всего 36 пушек). Канал перед арками расширялся, образуя прямоугольный бассейн с лестницами к воде» [Цит. по: 6, с. 70]. Кроме невского фасада нереализованными оказались ещё некоторые декоративные детали: орлы над воротами, корабельные кормы у пьедесталов, арматуры на часах.