Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Четыре обнажённых мальчика.
-
- Название Четыре обнажённых мальчика
- Материал Бумага на картоне, масло
- Размер 60,7 х 42,8
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Среди этюдов мальчиков, не имевших прямого отношения к «Явлению Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» и тем не менее не претендующих на самостоятельность, выделяется целая группа работ. Изображенные в разных позах на фоне стен мастерской, мальчики написаны в свободной манере. Эти этюды совершенно явно относятся к позднему периоду творчества. Каково же их назначение? Сравнивая отдельные фигуры с мальчиками, помещенными среди пейзажа, можно убедиться в полной идентичности поз и таким образом прийти к выводу, что эта группа написанных в мастерской этюдов была подготовительной при переходе к пейзажным композициям с фигуракх а не к «Явлению Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», как это обычно считается.
При работе над натурными пейзажами-картинами с человеческим фигурами художник применяет метод «сравнения и сличения» подготовительных этюдов, который во многом совпадает с принципами работы над историческими композициями.
Хорошим примером такого рода заимствований является этюд «Четыре лежащих обнаженных мальчика» (ГТГ). Каждая из помещенных на сером нейтральном фоне фигур позже будет использована в разных пейзажах. Изображенный в правом верхнем углу — это лежащий с поднятой рукой из «Альбанского пейзажа» (ГРМ), причем не сразу найдено на подготовительном этюде его положение — сквозь тонкий слой белил виден поворот этой фигуры в другую сторону. Очень интересна левая нижняя фигура сидящего, она встречается с некоторыми изменениями в нескольких работах: «Нагом мальчикеНагой мальчик. Холст, масло, 47,7 х 64,2Государственный Русский музей», пейзаже «Четыре нагих мальчикаЧетыре нагих мальчика. Холст, масло, 47,7 х 64,2Государственный Русский музей» (оба в ГРМ), «Альбанском пейзаже» и, наконец, в одном из самых поздних ивановских холстов — «На берегу Неаполитанского заливаНа берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х - 1840-еХолст, масло, 41,4 x 60Государственная Третьяковская галерея».
Третья фигура из рассматриваемого нами подсобного этюда помещена художником в пейзаже «Земля выше кладбища капуцинов в АльбаноЗемля выше кладбища капуцинов в Альбано, с фигурой мальчика. Начало 1840-хБумага на холсте, масло, 28,5 х 91Государственный Русский музей» (ГРМ). И, наконец, последнюю, четвертую фигуру можно увидеть в работе «Два лежащих на красных и белых драпировках обнаженных мальчика на фоне пейзажаДва лежащих на красных и белых драпировках обнаженных мальчика на фоне пейзажа и намеченная фигура третьего, стоящего мальчика. вторая половина 1830-х - 1840-еБумага на холсте, масло, 42 x 56,5Государственная Третьяковская галерея» (ГТГ). Интересно отметить, что последний был написан поверх этюда, также в свою очередь служившего подготовительным для других пейзажей с мальчиками, о чем свидетельствует начавшая просвечивать через тонкий красочный слой фигура мальчика, написанного спиной в позе, встречающейся в пейзаже «Два лежащих на красных и белых драпировках обнаженных мальчика на фоне пейзажаДва лежащих на красных и белых драпировках обнаженных мальчика на фоне пейзажа и намеченная фигура третьего, стоящего мальчика. вторая половина 1830-х - 1840-еБумага на холсте, масло, 42 x 56,5Государственная Третьяковская галерея» (ГРМ).
Таким образом, можно выделить целую группу этюдов, написанных в мастерской и не имеющих отношения к большой картине. Их близость к пейзажам с мальчиками будет рассматриваться ниже, а сейчас хотелось бы выявить отличительные особенности и место этих этюдов в творчестве художника. Сам
выделял в особую статью подобные этюды. В своем перечислении выполненных им эскизов, копий со старых мастеров, «этюдов фигур на солнце и открытом воздухе», «этюдов целых фигур» и отдельных ее частей, помещенном им на эскизе «Явления Христа народу», выделяет в отдельную графу «этюд мальчика спиной». Сознательно выделяя подобные этюды среди прочих, он использует их, как мы уже выяснили, в качестве подготовительных для серии пейзажей с фигурами мальчиков.Получается, что художник десятки раз проверяет себя, прежде чем писать фигуры в пленэре. Кроме того, эти работы, занимая промежуточное место между этюдами к «Явлению Христа народу» и пейзажами с мальчиками, помогли ему освободиться от нивелированной светотеневой, рельефной лепки, некоторой идеализации формы, чтобы подойти к столь трудной теме, как человек в пейзаже.