Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]
1918 год в Петрограде. 1920
-
- Название 1918 год в Петрограде
- Год создания 1920
- Материал Холст, масло
- Размер 73 х 92
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Работа над натюрмортом была для
одним из путей возвращения к «земле». Однако жанр натюрморта не мог полностью вместить всех чувств и мыслей, волновавших мастера в новую историческую эпоху. Он не мог остаться равнодушным к событиям окружающей его жизни. И вслед за реальным пространством в его произведения проникает реальное время — история.О сложных раздумьях художника в первые послереволюционные годы свидетельствует его картина «1918 год в Петрограде1918 год в Петрограде. 1920Холст, масло, 73 х 92Государственная Третьяковская галерея» (1920). Идиллической гармонии человека с пейзажем, характерной для «МатериМать. 1913» 1912—1913 годов, здесь нет и в помине. Мадонна окружена каменными стенами голодного города. Его подчеркнуто линейный пейзаж прост и аскетичен. В окнах зданий разбиты стекла...
Художник стремится выразить идею непрерывности жизни, продолжающейся несмотря на все катаклизмы истории. Образ женщины вырастает над суетой текущего дня. Она свершает свой тихий подвиг материнства, спокойствием своего духа преодолевая страдания. Прижимая к себе младенца, держа его слабенькую руку, женщина-мать как бы прикасается к будущему, спящему у нее на руках. И вместе со своей героиней художник верит жизни, испытывая чувство ответственности за будущее, чувство причастности к нему.
Конечно,
видит не только конкретную мать. Образ матери связывается в его представлении с темой Родины. Он думает о России, об ее истории. Иконописность облика женщины — за что не раз упрекали художника — и призвана была напоминать об огромном историческом пути России. Она не только подчеркивала святость материнства, но намекала на то, что, как и в прежние времена, Россия сумеет преодолеть выпавшие на ее долю испытания. Тем самым художник декларировал, что он остается с Россией.Революция и ее преобразования постепенно проясняют идеал художника. Смутная юношеская мечта
о «Новом плане человеческого существования» обретает под воздействием окружающей жизни реальные черты. Реальность мечты подтверждалась той высокой ценой, которую платил за нее русский народ, поднявшийся на угнетателей. За нее шли в бой и умирали лучшие сыны народа. И художник не мог не видеть в них своих братьев.