Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Черный квадрат. 1923
-
- Название Черный квадрат
- Год создания 1923
- Материал Холст, масло
- Размер 106 x 106
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
Подсознание
не случайно выталкивало на поверхность алогических полотен назывное предложение «частичное затмение». «Полное затмение» произошло в его историческом Черном квадрате на белом фоне (1915), где и была осуществлена настоящая «победа над Солнцем»: оно, как явление природы, было замещено, вытеснено соприродным ему явлением, суверенным и природоестественным — квадратная черная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения. Откровение настигло во время работы над вторым (так и не осуществленным) изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в мае 1915, он сделал последний шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в своей жизни перелома он осознал тотчас и в полной мере. В письме к Матюшину, говоря об одном из эскизов, художник написал: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».
Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, но уже к концу лета имя появилось. Соратник Хлебникова и Крученых,
любил и умел сочинять новые слова. «Супрематизм» стал самым известным среди них. Рождение слова-термина ускорило одно непредвиденное обстоятельство.
После нашумевшего Трамвая В большинство его участников готовилось к новой эпатажной акции. Мартовскую выставку субсидировал и устраивал молодой живописец
(1892 — 1956) вместе с женой Ксенией Богуславской (1892 — 1972), большой любительницей скандальных «бу-у-умов». Петербургская квартира супругов на Гатчинской улице с 1913 года превратилась в гостеприимное место сборищ артистической богемы.
Привлекательный, открытый нрав
, энтузиастически преданного всякому формотворчеству, его материальная обеспеченность и щедрость — в отличие от многих соратников супруги принадлежали к состоятельным людям — как бы сами собой подталкивали к роли организатора.
Летом 1915 года молодой петербуржец приехал в Москву договариваться о дальнейших совместных предприятиях и посетил мастерскую
. Его визит был неожиданным
для художника, в полной тайне работавшего в те месяцы над созданием небывалых полотен: свеженаписанные абстрактные картины были развешаны по стенам.
справедливо полагал, что открытое им художественное пространство должно привлечь многих живописцев, напряженно искавших новые пути. Он ревниво, как вообще все авангардисты, относился к своему приоритету в формотворчестве, — а здесь речь шла ни много ни мало о том, что отечественные художники, разрабатывая самостоятельное направление, впервые могли стать независимыми от новаций европейских коллег.
Однако петербуржец, хоть и увидел ослепительные композиции, совсем не помышлял о захвате лидерства, как то померещилось москвичу-затворнику, и охотно принял его главенство.
Тем не менее, это посещение послужило для
толчком к созданию слова «супрематизм» и написанию первой брошюры «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Эта книжечка-манифест, опять-таки в полной тайне изданная верным другом
, распространялась на вернисаже Последней футуристической выставки картин «0,10» (ноль-десять), открывшейся 17 декабря 1915 года в помещении Художественного бюро Надежды Добычиной. Заметим попутно, как краток оказался век провозглашенного в качестве общего направления футуризма: он был узаконен «первой выставкой» в марте, а в декабре «последняя выставка» уже подвела под ним черту.
не разрешили назвать свои картины «супрематизмом» ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием Супрематизм- живописи и явочным порядком развесить их рядом со своими работами.
В «красном углу» зала он водрузил Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей, осенявший экспозицию из 39 картин.
Те из них, что сохранились до наших дней, стали высокой классикой XX века.
Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом. Это был, пользуясь словами философа Михаила Бахтина, «ответственный поступок» чрезвычайного мужества: он говорил о полном отказе от подражания природе и о стремлении явить, воссоздать процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли, силой представления.
И все малевичевские полотна, представленные на 0,10, были начисто избавлены от предмета, фрагмента предмета, от любого фигуративного знака, образа, хоть отдаленно напоминавшего бы что-либо.
оказался самым последовательным и бесстрашным художником на пути «отрясания праха старого мира» вещей, живопись у него
лишилась последних «зацепок» здравого рассудка. Из Черного квадрата — ядра, центра новой системы — выводились все другие супрематические формы. К ним вел неизбежный, обязательный путь: с импрессионизма, по
, началось «распыление» форм видимого мира, до тех пор составлявших предмет изобразительного искусства.
Распыление привело к образованию фрагментов, осколков видимой реальности — из них затем конструировались композиции, в большой мере зависящие от воли художника.
Это были стадии кубизма и кубофутуризма. Они расчищали дорогу супрематизму, высвобождая энергию «чистых живописных сущностей» — цвета, формы, ритма: именно они являлись, по
, истинным и самоценным содержанием картин. «Новым реализмом» называл свое искусство, которое считал ступенью в истории всемирного художественного творчества.
Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда — ее глубина, ее емкость неуловимы, неопределимы, но явственны. Необычное пространство живописного супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества, ближайшим аналогом имеет мистическое пространство русских икон, неподвластное обыденным физическим законам. Но супрематические композиции, в отличие от икон, никого и ничего не представляют, они — порождение свободной творческой воли — свидетельствуют только о собственном чуде: «Повешенная же плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя», — писал живописец.
Среди плеяды величайших мастеров XX столетия мы встретим имена наших соотечественников -
, , . Двум последним, навсегда уехавшим в Европу в начале 1920-х годов, суждено было прожить долгую и полнокровную жизнь, увидеть свои работы в лучших музеях мира, узнать широкое заслуженное признание. У себя на родине был вытеснен из действительности и истории задолго до реального ухода. Забвение продолжалось более полувека; в Россию, которую он никогда не покидал, художник возвратился посмертно, на гребне сокрушительной мировой славы. Вернулся творцом, остро будоражащим восприятие отечественных зрителей.
Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей, легендарное его произведение, и поныне способен вызывать страстное, нервное отношение своей кажущейся безыскусностью, отказом от общепринятых представлений об изобразительном творчестве. И через шестьдесят с лишком лет после смерти у есть ярые оппоненты и враги, которые спорят с ним, как с современником - что может убедительней свидетельствовать о неукротимой энергии его работ?
Но не только этой неостывшей жизнью замечательно великое искусство великого человека. Занимая умы огромного интернационального отряда ученых, породив специфическую дисциплину малевичеведение, внушительное наследие русского мастера далеко еще не осмыслено, не исследовано в исчерпывающей мере. Его живопись и рисунки, его архитектоны и проекты, его театральные работы и фарфор уже вошли в золотой фонд мировой культуры - на очереди постижение самобытных философских теорий, оставленных художником.
Уникальной чертой науки о
видится и то, что изучение его творческого пути постоянно дарит неожиданные сюрпризы исследователям: трудно отделаться от впечатления, что биография выдающегося героя культуры переживает становление на наших глазах и с нашим участием, что это и до сих пор открытый, незавершенный процесс. Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию. Белый фон супрематических картин, выразитель пространственной относительности, одновременно и плоскостей, и бездонен, причем в обе стороны, и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон бесконечность раскрывала лишь в одном направлении).
Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую трансцендентную «белую бездну», где господствуют законы динамики и статики, —
дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.
На выставке 0,10, помимо брошюры «От кубизма к супрематизму», распространялись листовки с манифестами, где в афористической форме выразили свои взгляды участники выставки
, , ; и Богуславская написали совместную декларацию. В 1916 году все эти художники, а также , , , приняв супрематическую доктрину, вошли в Супремус, недолговечное объединение, сгруппировавшее вокруг московских и петроградских живописцев.