А.С. Голубкина. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Вл. Костин
Во время революционных боев в 1905 году на улицах Москвы можно было встретить высокую худощавую женщину, подбирающую раненых. Она храбро бросалась навстречу казакам, избивавшим народ, висла на сбруе вздыбленных коней и останавливала царских слуг не столько усилиями рук, сколько мучительным выражением лица и страстной убедительностью своих слов.
Это была скульптор
, чье творчество вызвало тогда в художественной среде горячие споры и пристальный интерес. Ее высокие моральные качества, строгая душевная чистота, абсолютная честность порождали к ней любовь и уважение у всех, кто ее знал.Анна Семеновна соединяла в себе строгий, почти суровый характер с нежнейшим сердцем, мучительную любовь к людям с замкнутостью и одиночеством. Но все противоречивые и многогранные стороны ее натуры объединялись цельностью характера этого искреннего большого художника, глубоко воспринимающего жизнь, радость, борьбу и страдания своего народа.
Голубкина особенно чутка была к горю обездоленных людей, но в глубине души выше всего ставила силу, способную уничтожить насилие, поэтому ее неодолимо притягивала к себе идея революции. Недаром первым нашим художником, выполнившим портрет Карла МарксаКарл Маркс. 1905Гипс тонированныйГосударственная Третьяковская галерея, и первым скульптором, вылепившим статуи, символизирующие рабочую революцию, была . Она олицетворяла в себе многообразие духовной жизни русской интеллигенции предреволюционной поры, выразив в своих художественных произведениях ее устремления и характеры.
Весь жизненный и творческий путь
свидетельствует о ее близости к народу, о знании жизни, о высоком уважении к людям труда. Скульптор была рабочим в искусстве. Она обладала исключительным трудолюбием, серьезностью в работе, чистотой, искренностью и совершенной неподкупностью в искусстве. Она ненавидела лесть и в своих портретах никогда и никому не льстила, но если восторгалась человеком, то со всей силой своего непосредственного чувства и горячего художественного темперамента.Она высоко ценила звание художника и была предана искусству.
родилась 29 января 1864 года в г. Зарайске, Рязанской губернии, в семье огородника. Трех лет она потеряла отца. Забота о всей многочисленной семье с тех пор легла на плечи матери. Это была энергичная, строгая, честная и гордая женщина из народа.
Анна Семеновна глубоко почитала природный ум и духовную чистоту матери. Их переписка показывает, какое серьезное значение придавала Анна Семеновна советам и взглядам матери на, казалось бы, столь чуждые ей вопросы художественного развития.
В их доме нередко появлялись революционно настроенные рабочие. Они приносили с собой свободное слово и горячее возмущение против самодержавия, полицейщины, произвола. Все это помогло сформироваться революционному мировоззрению семьи Голубкиных. Особенно революционно настроена была сестра Анны Голубкиной Александра Семеновна — наиболее близкий и дорогой скульптору друг.
До двадцати пяти лет Анна Семеновна жила почти безвыездно в Зарайске. Она не получила настоящего образования, но многому научилась сама, готовя уроки вместе со своим братом-реалистом и усиленно занимаясь чтением самых разнообразных книг.
Семья Голубкиных была центром, объединяющим революционные элементы Зарайска и его окрестностей. Целые тюки запрещенной литературы привозились из Москвы и усердно распространялись в народе семьей и небольшим кружком передовой интеллигенции. Обыски-аресты, заключения в тюрьму то одного, то другого члена семьи были у Голубкиных обычным явлением.
В постоянном общении с рабочими, в горячих спорах на злободневные политические вопросы, в практической общественной работе зрели революционные интересы Анны Семеновны.
Одновременно в душе будущего скульптора развивались и творческие наклонности. У нее рано появился интерес к народной сказке и поэзии, к древним сказаниям, к мудрости простонародных поговорок, примет, изречений. Она часами слушала сказки деда, большого знатока и любителя их, и потом подолгу бродила по лесам и полям, отыскивая и угадывая в формах пней, в извилинах мха, в грудах земли, в строении облаков сказочные образы, взволновавшие ее воображение.
Впоследствии она выразит эти ранние впечатления в замечательных, проникнутых народной поэзией пластических произведениях.
Интерес Анны Семеновны к русской истории поддерживался стариной самого города Зарайска. Здесь жили еще предания, восходящие к татарскому игу.
В 1889 году Анна Семеновна приехала в Москву со скромной целью: научиться лепить и писать красками в той мере, в какой это необходимо для занятия прикладным искусством и, в частности, лепкой и росписью глиняной посуды, которой она собиралась в дальнейшем добывать средства к существованию. Но уже с самых первых шагов обучения в частных классах изящных искусств Гунста она проявляет столь значительные способности, что обращает на себя особое внимание преподававшего там скульптора С.М. Волнухина.
В следующем году
поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение, а в 1891 году переходит на скульптурное. С.И. Иванов, у которого она училась, прививает ей очень серьезное отношение к искусству, к творческой работе, к миссии художника.Три года, проведенные в школе живописи, многое дали для формирования творческой личности
. В окружении талантливых товарищей, среди которых был и , не только быстро освоила технику скульптуры, но и смогла выработать основные принципы своего творчества.Школьные вещи
свидетельствуют о непосредственности её художественного восприятия и о её реалистических устремлениях. Таковы «Старик», «Баня», «Мальчик, выходящий на бой».В 1894 году
вместе с группой московских профессоров и студентов Училища Живописи поступает в реформированную петербургскую Академию художеств. Но реформа мало коснулась скульптурного отделения, и она попадает в строго академическую атмосферу скульптурной мастерской профессора В.А. Беклемишева.Пребывание Анны Семеновны в Академии было очень недолгим.
Через год она покидает Академию и едет заканчивать свое художественное образование в Париж, где занимается в 1895 году в студии Колоросси.
Живя на очень скудные средства, Анна Семеновна целиком отдается работе и учебе. Но истощение организма нарушает психическое равновесие Анны Семеновны, и художница
увозит ее в Москву.Через некоторое время родные берут больную домой, в Зарайск, и их заботливый уход скоро ставит Анну Семеновну на ноги. Почувствовав себя лучше, она решает ехать вместе с сестрой в Сибирь для работы на переселенческом пункте.