Голубкина Анна Семеновна [1864—1927]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

А.С. Голубкина. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Вл. Костин

Во время революционных боев в 1905 году на улицах Москвы можно было встретить высокую худощавую женщину, подбирающую раненых. Она храбро бросалась навстречу казакам, избивавшим народ, висла на сбруе вздыбленных коней и останавливала царских слуг не столько усилиями рук, сколько мучительным выражением лица и страстной убедительностью своих слов.

Это была скульптор Анна Семёновна Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных..., чье творчество вызвало тогда в художественной среде горячие споры и пристальный интерес. Ее высокие моральные качества, строгая душевная чистота, абсолютная честность порождали к ней любовь и уважение у всех, кто ее знал.

Анна Семеновна соединяла в себе строгий, почти суровый характер с нежнейшим сердцем, мучительную любовь к людям с замкнутостью и одиночеством. Но все противоречивые и многогранные стороны ее натуры объединялись цельностью характера этого искреннего большого художника, глубоко воспринимающего жизнь, радость, борьбу и страдания своего народа.

Голубкина особенно чутка была к горю обездоленных людей, но в глубине души выше всего ставила силу, способную уничтожить насилие, поэтому ее неодолимо притягивала к себе идея революции. Недаром первым нашим художником, выполнившим портрет Карла МарксаГолубкина А. С. Карл МарксКарл Маркс. 1905Гипс тонированныйГосударственная Третьяковская галерея, и первым скульптором, вылепившим статуи, символизирующие рабочую революцию, была Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных.... Она олицетворяла в себе многообразие духовной жизни русской интеллигенции предреволюционной поры, выразив в своих художественных произведениях ее устремления и характеры.

Весь жизненный и творческий путь Голубкиной Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... свидетельствует о ее близости к народу, о знании жизни, о высоком уважении к людям труда. Скульптор была рабочим в искусстве. Она обладала исключительным трудолюбием, серьезностью в работе, чистотой, искренностью и совершенной неподкупностью в искусстве. Она ненавидела лесть и в своих портретах никогда и никому не льстила, но если восторгалась человеком, то со всей силой своего непосредственного чувства и горячего художественного темперамента.

Она высоко ценила звание художника и была предана искусству.

Анна Семёновна Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... родилась 29 января 1864 года в г. Зарайске, Рязанской губернии, в семье огородника. Трех лет она потеряла отца. Забота о всей многочисленной семье с тех пор легла на плечи матери. Это была энергичная, строгая, честная и гордая женщина из народа.

Анна Семеновна глубоко почитала природный ум и духовную чистоту матери. Их переписка показывает, какое серьезное значение придавала Анна Семеновна советам и взглядам матери на, казалось бы, столь чуждые ей вопросы художественного развития.

В их доме нередко появлялись революционно настроенные рабочие. Они приносили с собой свободное слово и горячее возмущение против самодержавия, полицейщины, произвола. Все это помогло сформироваться революционному мировоззрению семьи Голубкиных. Особенно революционно настроена была сестра Анны Голубкиной Александра Семеновна — наиболее близкий и дорогой скульптору друг.

До двадцати пяти лет Анна Семеновна жила почти безвыездно в Зарайске. Она не получила настоящего образования, но многому научилась сама, готовя уроки вместе со своим братом-реалистом и усиленно занимаясь чтением самых разнообразных книг.

Семья Голубкиных была центром, объединяющим революционные элементы Зарайска и его окрестностей. Целые тюки запрещенной литературы привозились из Москвы и усердно распространялись в народе семьей и небольшим кружком передовой интеллигенции. Обыски-аресты, заключения в тюрьму то одного, то другого члена семьи были у Голубкиных обычным явлением.

В постоянном общении с рабочими, в горячих спорах на злободневные политические вопросы, в практической общественной работе зрели революционные интересы Анны Семеновны.

Одновременно в душе будущего скульптора развивались и творческие наклонности. У нее рано появился интерес к народной сказке и поэзии, к древним сказаниям, к мудрости простонародных поговорок, примет, изречений. Она часами слушала сказки деда, большого знатока и любителя их, и потом подолгу бродила по лесам и полям, отыскивая и угадывая в формах пней, в извилинах мха, в грудах земли, в строении облаков сказочные образы, взволновавшие ее воображение.

Впоследствии она выразит эти ранние впечатления в замечательных, проникнутых народной поэзией пластических произведениях.

Интерес Анны Семеновны к русской истории поддерживался стариной самого города Зарайска. Здесь жили еще предания, восходящие к татарскому игу.

В 1889 году Анна Семеновна приехала в Москву со скромной целью: научиться лепить и писать красками в той мере, в какой это необходимо для занятия прикладным искусством и, в частности, лепкой и росписью глиняной посуды, которой она собиралась в дальнейшем добывать средства к существованию. Но уже с самых первых шагов обучения в частных классах изящных искусств Гунста она проявляет столь значительные способности, что обращает на себя особое внимание преподававшего там скульптора С.М. Волнухина.

В следующем году Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение, а в 1891 году переходит на скульптурное. С.И. Иванов, у которого она училась, прививает ей очень серьезное отношение к искусству, к творческой работе, к миссии художника.

Три года, проведенные в школе живописи, многое дали для формирования творческой личности Голубкиной Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных.... В окружении талантливых товарищей, среди которых был и С.Т.Коненков Коненков Сергей Тимофеевич Коненков Сергей Тимофеевич [1874—1971] Руский и советский скульптор, народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Награждён орденом Ленина, Герой Социалистического Труда. Народный Художник СССР (1958), Герой Соц. Труда (1964), лауреат..., Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... не только быстро освоила технику скульптуры, но и смогла выработать основные принципы своего творчества.

Школьные вещи Голубкиной Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... свидетельствуют о непосредственности её художественного восприятия и о её реалистических устремлениях. Таковы «Старик», «Баня», «Мальчик, выходящий на бой».

В 1894 году Голубкина Голубкина Анна Семеновна Голубкина Анна Семеновна [1864—1927] Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных... вместе с группой московских профессоров и студентов Училища Живописи поступает в реформированную петербургскую Академию художеств. Но реформа мало коснулась скульптурного отделения, и она попадает в строго академическую атмосферу скульптурной мастерской профессора В.А. Беклемишева.

Пребывание Анны Семеновны в Академии было очень недолгим. 

Через год она покидает Академию и едет заканчивать свое художественное образование в Париж, где занимается в 1895 году в студии Колоросси.

Живя на очень скудные средства, Анна Семеновна целиком отдается работе и учебе. Но истощение организма нарушает психическое равновесие Анны Семеновны, и художница Е.Кругликова Кругликова Елизавета Сергеевна Кругликова Елизавета Сергеевна [1865—1941] Русский и советский художник, график. Занималась офортом, монотипией. Основала собственную школу-студию Кругликовой, привлекшая многих одаренных учеников (М.А.Волошин, М.А.Добров, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова и др.) Прославилась своими силуэтами,... увозит ее в Москву.

Через некоторое время родные берут больную домой, в Зарайск, и их заботливый уход скоро ставит Анну Семеновну на ноги. Почувствовав себя лучше, она решает ехать вместе с сестрой в Сибирь для работы на переселенческом пункте.