Александр Иванов. 1945. Автор: А. Зотов
Великой славой пользуются у нас имена тех людей, которые особенно ярко выразили национальный гений и заложили основы современной русской культуры— Ломоносов в науке, Пушкин и Гоголь в литературе, Глинка в музыке. Такой же славы заслуживает и имя замечательного живописца
.В своем творчестве Александр Иванов подытожил все достижения предшествующего ему русского искусства, раскрыв перед ним величайшие перспективы.
Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге в семье академического профессора-живописца Андрея Ивановича Иванова.
Семейный быт Ивановых отличался патриархальной простотой.
Жизнь семьи шла в строго установленном порядке. Интересы сводились к тем или другим событиям в жизни Академии художеств, к заботам о служебной карьере, к получению заказов.
Отец художника был убежденным сторонником классической традиции в искусстве, требовавшей подражания великим образцам античности и Возрождения. Он отлично рисовал, сочиняя аллегорические полотна, и писал церковные образа в духе господствовавшего тогда повсюду направления. Его творческая мысль укладывалась в академические законы и правила, казавшиеся ему непререкаемыми.
начал рисовать с тех пор, как научился держать карандаш.
Первоначальное художественное воспитание мальчик получил в своем доме, занимаясь под руководством отца.
Впоследствии он пользовался классами Академии художеств, не являясь формально ее учеником. Успехи юноши в искусстве были поразительны. Это дало Академическим профессорам повод думать, что он работает не сам, а с помощью отца.
В 1824 году восемнадцатилетний Старец Приам просит Ахилла отдать ему тело ГектораПриам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824Холст, масло., 119 x 124Государственная Третьяковская галерея» и «Иосиф толкует сны заключенных в темницеИосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827Холст, масло, 178,5 x 213Государственный Русский музей». Картины написаны были на сюжеты, почерпнутые из гомеровской «Илиады» и из библии.
уже имел от Общества поощрения художеств малую и большую золотые медали за картины «Золотые медали давали молодому художнику право на трехгодичную заграничную поездку за счет Общества, которую чуть было не отменили, так как новое полотно «БеллерофонтБеллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829Холст, масло, 130,5 x 113Государственный Русский музей» (1829) не понравилось Обществу, а некоторые даже стали сомневаться в таланте .
В это время юный живописец влюбился в дочь академического музыканта Гюльпена и хотел было жениться, что по тогдашним законам окончательно лишало его права на заграничную командировку.
долго колебался в своем выборе наконец, по совету отца, принял решение отказаться от брака, чтобы воспользоваться возможностью учиться и развивать свой талант. Этот шаг определил дальнейший путь Иванова — его самоотверженное служение искусству, его стремление к творческому подвигу, которому он с этого времени посвящает всю силу своего огромного таланта.
В 1830 году Александр Иванов приехал в Италию, в Рим, бывший одним из главных центров художественной жизни того времени. Вместо годичного путешествия по Европе с целью осмотра художественных музеев и достопримечательностей он путешествовал всего три месяца. В Риме художник принялся за работу, обдумывая содержание своих будущих произведений.
Из набросанных им эскизов на темы античной мифологии он разработал сюжет о дружбе Аполлона с аркадскими пастухами Кипарисом и Гиацинтом.
Это произведение молодого
проникнуто ясной классической гармонией. Живописец проникновенно воплотил здесь красоту прекрасно развитых людей, не отягощенных внешними условиями жизни, свободно отдающихся голосу своего сердца.Пасторальная сюжетика была распространена тогда в литературе и искусстве. И, тем не менее, ни одно произведение русской живописи не воссоздало так живо поэзию древней Эллады, как «Аполлон, Кипарис и ГиацинтАполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением.. 1831—1834Холст, масло, 100 x 139Государственная Третьяковская галерея».
Изображая трех друзей, наслаждающихся счастьем и дружбой,
обнаружил возвышенное, поэтическое понимание человека и жизни, свойственное истинно классическому искусству.Упоение дарами жизни и светом разума, отображенное в «Аполлоне, Кипарисе и Гиацинте», вызывает невольное сравнение с ранними стихотворениями Пушкина, воспевающими свободу и счастье, дружбу и любовь людей в легендарной Аркадии:
В роще сумрачно тенистой,
Где, журча в траве душистой,
Светлый бродит ручеек,
Ночью на простой свирели
Пел влюбленный пастушок...
В 1836 году Явление Христа Марии МагдалинеЯвление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835Холст, масло., 242 x 321Государственный Русский музей», имевшее большой успех в Петербурге. Эта картина свидетельствовала о том, что в лице Иванова русская художественная школа получила совершенно исключительного мастера.
закончил в Риме полотно «Особенно большое впечатление производило лицо Магдалины с заплаканными глазами, озаренное в то же время радостной, сияющей улыбкой. Здесь уже сказался замечательный художник-гуманист, пониманию которого открыты глубины человеческой души.
Художник написал «Явление Христа Марии МагдалинеЯвление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835Холст, масло., 242 x 321Государственный Русский музей», чтобы оправдать перед Обществом поощрения художеств свою командировку, а также для того, чтобы показать «свое понятие наготы и драпировок».
К этому времени у него уже созрел замысел грандиозного произведения—знаменитой картины «Явление Мессии народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», долженствующей отразить самые высокие порывы своего века.
явился свидетелем упадка возвышенного классического направления в России и Европе. Он видел, что просветительские идеи свободы, добра и красоты, вдохновлявшие мастеров XVIII — начала XIX века, поблекли в глазах нового поколения художников, а само классическое искусство стало терять внутренний смысл. Художник превратился в простого декоратора, исполнителя картин и скульптур, выполняя заказы для дворцов и церквей, кабинетов и гостиных. Искусство стало прежде всего рассчитывать на внешний эффект, привлекать легкостью технического исполнения, но не глубиною мысли. Многие художники того периода оторвались от живых народных корней, перестали интересоваться передовыми идеями века.