Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
Опираясь же на произведения любимых мастеров, он писал картины на основе своего лирического ощущения природы. И главным в них было не чувство цвета, а умение любоваться жизнью . Примером такого отношения к работе может служить одно из поэтических полотен отца «Утро Молдавии. ДетствоУтро Молдавии. Детство. Холст, масло».
Мысль о картине родилась как-то невзначай.Перед домиком — мастерской художника — заботливая Татьяна Анатольевна каждую весну высаживала мальвы, любимые цветы всей семьи, а перед палисадником был низкий забор, на котором собирались дворовые ребятишки в ожидании, когда Алексей Александрович разрешит «пообщаться» со зверушками, спасенными отцом от лесных бедствий во время поездок на этюды. Унего в разное время находили прибежище грустный еженок, хромой ворон, мрачный филин Ваду и другая живность.
Подходя ксвоей мастерской, отец любовался красивым зрелищем заросли глазастых мальв — черных, красных, белых, желтых — и босоногие ребятишки. Алексей Александрович часто писал этюды с этой детворы. Так был написан портрет «Ляна».
Живописность наблюдаемой сценки послужила лишь поводом для передачи оптимистического ощущения радости за счастливое детство ребят.
В позирующих девчушках отец стремился передать деревенскую простоту.
Картину «Утро Молдавии. Детство» Алексей Александрович писал легко,быстро и с удовольствием. Идея картины обогащена и звучностью цвета, богатой его игрой.
Зритель понимает, что девчонки сидят на плетне у околицы колхозной усадьбы. Дальше за околицей — молдавский пейзаж: холмистый, с раскинувшимися ореховыми деревьями, с хлебным полем. Несмотря на то, что пейзаж написан довольно подробно, по краскам он полностью подчиняется залитому солнцем первому плану, выдержанному в мерцающем разнообразно зеленом колорите, который контрастирует с цветом одежд детей. При этом голубое и розовое платье, желтая косынка, белая кофточка в тени и свету убедительно и верно вплетаются в общую гармонию картины, дополняя по цвету друг друга богатыми рефлексами. Ритм высоких ярких мальв оживляет простоту пейзажа и своими вертикалями объединяет горизонтали планов.
В этой картине особенно проявляется своеобразие индивидуального почерка отца, которое неоднократно отмечали искусствоведы, называя «…особой манерой наложения на холст мазков: легких ,непринужденных, как бы полупрозрачных…», / Л. Ильяшенко. Итог большого пути. — «Советская Молдавия», 1972, 24 ноября./ благодаря им поверхность картины приобретает воздушную вибрирующую игру цвета. Короткий эмоциональный мазок возник из выработанной системы терпеливого «подкрадывания» к нужному цвету, который постепенно усложнялся и обогащался. При работе надцветом краска на палитре не перемешивалась до однородной фузы, в смеси всегда оставлялась «игра» красок — компонентов. Все это вместе было подсказано цветовой мелодичностью мироощущения и «помогало полнее использовать колористические возможности живописи».Алексей Александрович говорил об этом так:«Прежде всего идея произведения, его сюжет, психологизм характеров, красота пейзажа и т .д., но есть еще одна сторона, которая увеличивает это наслаждение (картиной)-это язык пластики, язык поверхности,фактуры, лепка…,богатство изобразительного языка…».
Он был очень требователен к живописной поверхности картины. Каждую фазу работы над ней ,в удачных местах, сохранял. Таким образом, в картине всегда присутствовал жидкий подмалевок из-под которого просвечивало зерно тонированного холста, что и давало ощущение прозрачности живописи. Нагружался холст только в важных световых местах. «Нельзя писать всю картину одинаково, -замечал отец в дневнике .- Она должна иметь наиболее важные части (куски) в идейном, композиционном или колористическом отношении, которые надо долго писать, создавать фактурную поверхность и быстро потом (именно потом) заканчивать, когда долгая работа (с частым снятием краски мастехином) создает вибрирующую связь и цветоносную поверхность». «Надо где-то, когда лепишь форму предмета, — продолжал он, — смазать второстепенные места и вдруг ударом кисти, широким мазком, как молнией… завершить лепку». Дав картине просохнуть, отец покрывал ее тонким слоем лессировки, которую сбивал тряпкой с густых мазков, после чего живопись приобретала как он говорил, — «вкусную» фактуру.
Он любил хорошие рамы, добротные широкие подрамники и придирчиво выбирал кисти для разных стадий работы. Большое значение придавал краскам, маслам и особенно палитре, о которой И.Григорович пишет: «…она была у него очень красивой… - темной, краски на ней располагались в порядке спектра… Это постоянное изменение гаммы делало ее похожей на радугу из красок. Она всегда была ухожена, рабочее пространство вычищено до блеска. Место каждой краски было постоянным. Постепенное напластование делало всю красочную полосу возвышающимся рельефом над сверкающим, как озерцо, местом для смешивания красок. Старые гнезда, просвечивающие сквозь отполированную временем поверхность, создавали ощущение драгоценного камня. С тех пор видел я много палитр, но такой красивой ,как у него, — никогда».
Алексей Александрович всегда «настраивал» палитру в зависимости от колорита будущей работы, что заставляло искать новые цветовые гармонии и предохраняло от штампов.
Если в 50-е годы большинство пейзажей создавалось непосредственно на натуре, то в 60-е годы таковым был только — «Вечер в Леушенах» - «На Молдавских склонах», «Старый и новый Кишинев».Отец пользовался и другим методом, когда типичное создавалось на основании знания натуры и большого этюдного материала: «Утро Молдавии. Детство», «Молдавия. Вечер», «Кодры» (1962), «Сказ о Молдавии».
«Человек и труд, человек и природа — вот тема, которая волнует меня ,- писал Алексей Александрович. — Вся жизнь и трудовая деятельность колхозников протекает в общении с землей. Это он преображает ,украшает ее, заставляет ее служить народу. И мне, художнику-пейзажисту, очень хочется найти поэтический образ человека наших дней и преображенной им природы»./
. Наши творческие планы.- «Советская Молдавия»,1962, 19 января /«Сказу о МолдавииСказ о Молдавии. » по композиции перекликается с «Кодрами», написанными в 1958 г.Общее у них дерево и дорога, виноградник и холм. Но в «Кодрах» красота склонов найдена в широком панорамном решении, а в «Сказе» в Маленьком уголке Молдавии, кажется сконцентрирована вся ее своеобразная прелесть. К вершине холма, одетой в шапку осенних кодр, устремлены ряды садов, виноградники и дорога. Средний и задний план ярко освещены вечерним светом, что обогащает бушующую золотую симфонию осени. Разной силы «удары молнии» заставляют вспыхнуть красным огнем верхушку дерева и живописную пестроту женских одежд.
В изображении колхозниц, собирающих виноград, нет ничего от напряжения позирующих.Они непринужденно существуют, обогащая сложный пейзажный ритм. Отец, на мой взгляд,с завидной легкостью распоряжается на холсте направлениями холмов, перспективным удалением разноплановой зелени, цветовыми акцентами — находя всему разнообразие и точное композиционное место.
Картина «Сказ о Молдавии» была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
Работая много с натуры, наблюдая заявлениями природы, Алексей Александрович не допускал субъективизма в отображении виденного. И передавая живое дыхание природы, постоянно восхищаясь ее непререкаемой красотой, он был чужд стилизаторству.
В 60-хгодах так же как и прежде, Алексей Александрович стремился «кпоискам своих собственных средств выражения, своего строя художественных образов, своего глубоко индивидуального почерка». Но теперь он проявляет большой интерес к звучности цвета, способствующей выражению праздничностинастроений — это присуще «Утру Молдавии»,«Вечеру в ЛеушенахВечер в Леушенах. 1960Холст, масло, 80 х 95», «Сказу о МолдавииСказ о Молдавии. ». И это новое устремление получит развитие в дальнейшем в дальнейшем творчестве отца.
Образность пейзажей Алексея Александровича высоко ценят коллеги по искусству. Так,народный художник Эстонской ССР Э. Эйнманн пишет о том, что родную природу А.А. Васильев показывает «с большим настроением, вкладывая в нее глубокое содержание»./Э. Эйнманн. Большое спасибо. - «Советская Молдавия». 1963, 5 июня./ А народный художник СССРД. Налбандян говорит, что А.А. Васильев раскрывает «…в своих поэтических пейзажах и жанровых картинах …красоту природы в различные времена года. Это мы видим в его интересных по живописи картинах «Утро МолдавииУтро Молдавии. Детство. Холст, масло», «КодрыКодры. 1962Холст, масло», «Лето», «Молдавская осень», «Ранняя весна»… / Д. Налбандян. На творческом подъеме . — «Советская Молдавия»,1960 , 4 июня./