Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
В 1959—1960 годы Алексей Александрович вместе с московским художником В.К. Нечитайло был в творческой командировке в КНР.
В 1963 году была организована выставка «60 дней в Китае». На ней Алексей Александрович представил 72 работы. К.Д.Роднин писал в каталоге: «Пейзажи, созданные во время поездки в КНР, являются значительной работой А.А. Васильева, свидетельствующей о его творческом росте. Зрелое восприятие жизни художником, свободно и уверенно изображающим виденное , в каждом из них несет, наряду с познавательным интересом, подлинно художественное начало». /К.Д. Роднин. Каталог. Кишинев, 1963./
Алексей Александрович в 1963 году отправляется в творческую командировку в Крым. Там он работает много и плодотворно. Скалы, яркая зелень, пятна цветущих кустов, многоликое море, кривые улочки Гурзуфа, крепость Судака, Бахчисарай, то есть все своеобразие крымского пейзажа способствовало успешному нахождению новых образов и цветовых характеристик природы.
Менее чем за год отец подготовил к выставке 150 пейзажей, о которых К.Д. Роднин отзывался так : «Работы, строгие по композиции и отбору деталей, привлекают свежестью. Колорит их решительно отличается от колорита ранее созданных произведений. Крымским пейзажам свойственны совершенно новые в творчестве художника черты мягкости и гармонии. Все это свидетельствует о мастерстве
а»./ К.Д. Роднин. С кистью по Крыму.- «Советская Молдавия»,1964, 9 февраля./Пейзажи, «строгие по композиции отбору деталей» — «В Гурзуфе», «Судак», «Генуэзская крепость в Судаке» и особенно «Бахчисарай. Дворец хана Гирея».Алексей Александрович находил очень удачной последнюю работу. Разновысокая архитектура придает ее композиции ритмичность. На фоне звонкого голубого неба ярко вспыхивает охристо-розовый дворец.
Мне приходилось копировать эту работу. Отца мои копии удовлетворяли, я их делала для цветных репродукций, когда не было еще слайдов, а чаще для лотореи — я прописывала, а отец несколькими поразительно точными мазками завершал копии. Мне всегда казалось, что я хорошо чувствую трепетную «подвижность» мазка живописи отца, их сложные и изящные переплетения, будто богатой оправой обрамляющие самые важные цветовые акценты. Копировать«Ханский дворец» было очень трудно — колорит работы настолько обобщен, верен иматериален, что любая цветовая неточность выглядела фальшью.
«Дворец хана ГиреяБахчисарай. Дворец хана Гирея. » — принадлежит Государственному художественному музею МССР./ написан отцом за три сеанса, но этюдом не назовешь— эта вещь отличается музейной завершенностью!
Пейзажам «Гурзуф. Облачный лень», «Весна в Гурзуфе», «Розовый лес в Гурзуфе» свойственны мягкость и плотность цвета.
На выставке среди картин немалое место отведено и этюду. Алексей Александрович писал этюды очень азартно, во всех своих поездках , в том числе и зарубежных. Он много и рисовал — молдавские пейзажи и величайшие памятники архитектуры: египетские пирамиды, Собор Парижской богоматери, китайские пагоды, причалы и порты больших городов. Рисовал илюдей ,занятых своими делами, в специфической обстановке и характерных одеждах. Но и дома он продолжает постоянно рисовать.
В 60-70 годах отец почти не копирует. Некоторые приемы рисунка этого периода созвучны его живописной манере: плотный вибрирующий штрих втени и многообразие серых тонов, свитых из серебра легких линий в освещенных частях.«Почти всегда, — писал Алексей Александрович, — графические работы живописцев отличаются от работ собственно графиков своим повышенным стремлением к живописной лепке формы». /
. Талантливые мастера графики. «Советская Молдавия»,1958, 28 августа./В 1960 году мы переехали в новую квартиру. Традиции нашего всегда открытого многолюдного дома — были сохранены. Но особенно папа радовался приездам друзей, с которыми его связывала молодость. Это были уже известные художники и искусствоведы.
Теперь Алексей Александрович часто зимой работал дома.
В один из дней рождения нашего папы брат Ярослав — инженер-физик,закончивший к этому времени Московский энергетический институт, подарил собранный им телевизор с большим экраном. Отец нервничал : «Все вечера мы теряем у этой коробки, надо что-то придумывать». И он действительно придумал. Теперь каждый вечер перед интересной передачей он готовил папку, тщательно отточенные карандаши и,не спеша, рисовал понравившийся типаж, а то и целые композиции наполовину с экрана, наполовину импровизируя. Рисунки получались очень живыми, мастерскими. «Вот теперь телевизор оправдывает себя», — радовался отец возможности поупражняться в рисунке.
Несмотряна большую занятость, Алексей Александрович много времени уделяет изучению философии и искусствоведческой литературы. Он записывает в своем дневнике:«Постоянная учеба — это постоянный поиск ответов на проклятые вопросы, которые столь изобретательно ставит жизнь… Слава тому,кто ответы находит в самых мучительных поисках».
В1960 году издательство «Карта Молдовеняскэ» выпускает альбом репродукций с краткими биографическими справками о художниках республики — «Изобразительное искусство Молдавской ССР», составителем которого был А.А. Васильев.Он также был составителем сборника«Пушкинские места в Кишиневе, выпущенного темже издательством в 1966 году, написал вступительную статью к альбому «Рисуютдети»(Картя Молдовеняскэ»,1962 г.).
Он пишет о творчестве известных молдавских художников — К. Кобизевой, А.Шубина и К. Лодзейского, печатает обзорные статьи о художественных выставках ,организуемых в Кишиневе.
Алексей Александрович, как говорилось выше, был занят и большой общественной работой. Он дважды избирался членом горкома КПМ и райкома, состоял членом комитета по Государственным премиям Молдавии, был членом правления республиканского общества «Знание», входил в общественный художественный совет города, избирался делегатом XII и XIII съездов Компартии Молдавии. Общественная работа занимала у него много времени, но «без этих «нагрузок», — писал он, — моя жизнь лишилась бы чего-то большого, важного. Общественно полезное дело для нас, советских людей , — это попросту осмысленное, разумное общественное существование». /А.
. Что значит быть современным ? -«Советская культура»,1959, 1 января./