Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
***
Колорит произведений Алексея Александровича в последние годы его жизни становится ярче и насыщенней. Для усиления эмоционального напряжения композиции он использует и более рельефную, чем в прежние времена, фактуру.
Новые качества в творчестве отца, зородившиеся в 60-х годах, получили свое развитие в 70-е годы в произведениях «Молдавия виноградная», «В партизанском лесу», «Художник и время», «И снова мирная осень». Но в большей мере она присуща картинам : «Горе и гнев Вьетнама», «Воспоминание о долине ГизеВоспоминание о долине Гизе. Холст, масло», «Рожденные летать», «Дорогой подвига».
Чуткость к драматичности ситуации была свойственна отцу всегда. В 70-е годы он записывает в дневнике мысль о том, что его как художника больше волнуют и привлекают биографии, в которых «…живет драма, отсутствует покой, обострены психологические реакции на действительность, отсутствует равнодушие…живут чувства, способные толкнуть человека на подвиг …». Именно поэтому в письме к своему другу, старейшему советскому журналисту Ивану Гронскому, он призывал «вооружившись добрыми чувствами и открытым сердцем — рассказывать о значительных судьбах», о многообразии человеческой жизни, «…ее огромного и трагического опыта, ее силы и красоты, а ведь красив бывает и горящий дом, если смотреть на него издалека и не слышать детского плача…» /Из писем А.
а И.М. Гронскому от 13 декабря 1973 и 31 октября 1968г./В творчестве Алексея Александровича и раньше была тема большого народного горя. Но начав в 1966 году работать над полотном «Горе и гнев Вьетнама», он позже писал в письме ко мне: «В сущности, это первая моя большая картина драматического плана». /Из письма А.
а к Н.А. Васильевой, 16 июля 1968 г., из Кишинева в Архангельск/.Он принимал участие в митингах протеста против войны во Вьетнаме, внимательно следил за газетными сообщениями. В это же время у нас дома состоялась встреча Алексея Александровича с группой вьетнамской интеллигенции. Они рассказывали о своей Родине, об ужасах войны, о горе, постигшем почти каждую вьетнамскую семью.
Однако очень трудно, не побывав в стране, отобразить ее на полотне. Выручили вьетнамские студенты, обучающиеся в кишиневских вузах. Они приходили в мастерскую к отцу, приносили национальные одежды, показывали фотографии дорогих им вьетнамских пейзажей. Студенты охотно позировали Алексею Александровичу.
В поисках колорита ему помогли этюды, написанные в странах Африки и Азии.
В картине «Горе и гнев Вьетнама» изображена небольшая вьетнамская деревенька после вражеской бомбежки. Совсем недавно тут царил покой и тишина. Закат причудливым романтическим цветом окрасил горы и небо. Теперь огонь и дым полыхающих жилищ изменили весь пейзаж. Семья, с немногочисленным спасенным скарбом , еще не пришла в себя от только что перенесенных потрясений. Ранен кормилец. В исступлении молодая женщина шлет проклятия вражескому самолету. Художник не хочет изображать пассивное горе смирившихся с обстоятельствами людей: гнев рождает действие, расплату за пережитое.
Алексей Александрович по-другому решает проблему взаимосвязи человека и природы. Если раньше в картинах «Зарастают военные тропы», «Утро Молдавии» и других, изображая людей, он избегал интенсивных контрастов, то полотно «Горе и гнев ВьетнамаГоре и гнев Вьетнама. Холст, масло» построено на богатой динамике светотени и цветовых эффектах.
Холодные голубовато-серые дымы пожарищ и освещенная закатным светом гора, розовая кофта молодой женщины и почти черный дым за ней, мелькающие среди деревьев светлые стены вьетнамских жилищ и багровое небо — звучат остро, создавая настроение драматической напряженности. Нельзя не согласиться со словами, что палитра художника «дышит» огнем, и каждый мазок на полотне словно рождается оглушительным разрывом. Какими же еще красками можно написать обвинительный акт тем, кто совершает преступления против человечности?» /В.Тымчишин. Краски боли и гнева. — «Вечерний Кишинев». 1968, 7 октября./
Алексей Александрович писал: «Почти три года я работал над картиной «Горе и гнев Вьетнама». Боль и гнев героического народа набатом стучали в сердце. Хотелось верить, что недалеко то время, когда эта картина будет полотном уже не о современности, а об истории, которая не повторится». /А.
. Горе и гнев Вьетнама. «Советская Молдавия», 1972, 4 января ./Я думаю, что и картина «Рожденные летать» по замыслу и колориту характерна для творчества отца этих лет.
Записные книжки 70-х годов свидетельствуют о его каком-то сказочном восприятии неба. Он называл его «божественным» и «волшебным» и отмечал в путевых заметках: «…внизу плывущие кучевые облака создавали удивительные картины снежных замков, сквозь которые самолет …пробивался с повышенной дрожью, как бы боясь их разрушить».
Алексея Александровича, безусловно, и раньше привлекало небо. В картине «Зарастают военные тропыЗарастают военные тропы. Холст, масло» — оно торжественное, в «Осени МолдавииОсень в Молдавии. Холст, масло» немного грустное, в «Грозе надвигается» — грозное.
В «Рожденных летатьРожденные летать. Холст, масло» — небо — основной источник настроения, оно одно из действующих героев.
Спортсмен только что оторвался от самолета… И словно зачарованный близостью облаков, от которых можно оттолкнуться рукой, он как бы задержал или сменил на мгновение свой стремительный полет к земле на парящее движение. Картина почти квадратная. Ощущение высоты между землей и облаками достигается и контрастными уменьшающимися у горизонта куполами парашютов. Движение в ней развивается сверху вниз.
Колорит картины строится на усилении к центру синего, зеленого, розово-золотого цвета. Поэтому по ее краям кое-где оставлен чистый холст, а углы затемнены.
Темой картины является любование небом, как бы присутствие в нем, доступное только смельчакам. Невольно вспоминается «Песня о Соколе» М.Горького: «…Я видел небо… Ты не увидишь его так близко».
В цветовых и тоновых сопоставлениях облаков, в их богатой форме создан образ необыкновенного, не будничного неба.
Картина написана по-молодому энергично, широко. В ней передано жизнерадостное настроение автора.
Еще в 1947 году Алексей Александрович написал картину «У могилы героев», в 70-е годы теме «никто не забыт, ничто не забыто», он посвящает две работы «Дорогой подвига» и в «Партизанском лесуВ партизанском лесу. Холст, масло».
Примерно в это время Алексей Александрович побывал в Польше, где посетил Освенцим. Он с болью пишет: «Почти три десятилетия минуло с черной поры, но вот ступил на эту видавшую виды землю, и спазмы сжали горло, в сердце заклокотала ненависть к фашизму. Нет, никогда не забыть того горя, что принес с собой на оккупированные территории коричневый ветер» /А.А. Васильев. Объятия друзей. — «Советская Молдавия», 1973, 24 ноября./.
Пейзаж «Дорогой подвига» проникнут типичным теперь для творчества отца настроением торжественной приподнятости. На первом плане картины — братская могила. Люди, пришедшие сюда, замерли в молчании. Деревья и высокие скалы ,клубящиеся облака пронизаны золотым солнечным светом. В небе парит орел…Все это воссоздает в воображении зрителей картину героического прошлого.