Васильев Алексей Александрович [1907—1975]

  • Страница №16

Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна

В 1970 году Институт истории и теории искусства выдвинул кандидатуру Алексея Александровича в члены- корреспонденты Академии художеств СССР.

Анализируя основные стороны творчества А.А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. ...а, хочется подчеркнуть, что лучшим его произведениям свойственны подлинная жизненность, оптимизм, своеобразие художественного языка. Они проникнуты любовью к Родине, ее просторам, истории и людям.

Как уже упоминалось, работы А.А. Васильева находятся в Государственной Третьяковской галерее, в музее им. Пушкина в Москве, в музеях Киргизии, Узбекистана, Дапьнего Востока, Якутии и музее Филадельфии (США). Большинство произведений Алексея Александровича принадлежит Государственному художественному музею Кишинева и другим музеям республики.

В творчестве Алексея Александровича отобразились новые веяния современной живописи, но они всегда осмысливались через реалистические принципы искусства. Об этом свидетельствуют и его дневниковые записи:« Все меняется. Искусство не стоит на месте. Быть может, наступит время, когда на смену существующему художественному языку придет новая система, которая удовлетворяет и художника, и зрителя. Но я не верю, что эта новая система будет строиться на пестрых, кричащих красках, на уродливых человеко-глыбах, на изуродованных до неузнаваемости фигурах.

Это искусство придумано, а не увидено в жизни. Оно сочинено, как сочиняется ребус или кроссворд. Оно не может быть долговечным». И, развивая эту мысль, отец писал: «Мы говорим о многообразии искусства социалистического реализма и в этом многообразии ощущаем многообразие самой жизни, ее богатства, многогранность ее духовных запросов. Мы оцениваем все новое в искусстве, поверяя его художественным совершенствованием, ростом, укреплением связи с жизнью. …Новое не может быть слабее старого, оно должно быть иным по художественным средствам и языку, но не менее совершенным по эстетическому идеалу, по силе эмоционального воздействия». /А.А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. .... Многообразие палитры. — «Советская Молдавия»,1965, 25 августа./

Картина папы «Художник и времяВасильев А. А. Художник и времяХудожник и время. Холст, масло» так и осталась незаконченной. Подтачивающая силы болезнь не дала возможности завершить ее. Но содержание картины раскрыто. Рабочие — натура и герои произведений пожилого мастера — одновременно и первые его зрители.

Идея полотна о художнике, прожившем жизнь в едином ритме с временем, выражает те принципы, которыми руководствовался в своей работе Алексей Александрович — творческая честность и уважение к зрителю.

Отец заметно волновался при встрече с теми, к кому он обращал свое искусство. Он писал: «…выехал в Бендеры, где открылась моя выставка (после Кишинева). Было много народа, говорились теплые слова, и у художника вырастали крылья. В мае выставка переезжает в Тирасполь. Она живет сейчас своей независимой от художника жизнью. Автор может только наблюдать, проверять себя, измерять свой рост по книге отзывов». /Из письма А.А. Васильева к И.М. Гронскому, 1973, 19 апреля./

Произведения Алексея Александровича нашли своего зрителя. Они с благодарностью пишут: «Мы восхищаемся Вашим искусством и гордимся, что в Молдавии есть такой замечательный художник». (Персональная выставка в Кагуле, учащиеся медицинского училища, группа Е -III, 28 ноября 1973 г.). Или «Мне очень понравились Ваши работы. Они говорят о непосредственности и взволнованности Вашей кисти. И, разумеется, нужно обладать талантом, чтобы трепет души Вашей, как в зеркале, отразился на Ваших холстах». (Персональная выставка в Одессе, художник Асин, 20 августа 1973г.).

Алексей Александрович охотно встречался со зрителями. «Для общественности Кагула, — писали в газете, — день 18 декабря запомнится как знаменательная дата: в город прибыл автор работ республиканской выставки А.А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. ...… Нужно ометить большую популярность, которой пользуется выставка у нас…ее посетили 9000 зрителей.

Присутствующие на творческой встрече с А.А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. ...ым восхищались выступлением художника, никому не хотелось уходить» ./Д. Стефогло. Дыхание искусства. — «Красный Октябрь», 1973, 20 декабря./

Среди отзывов нередки теплые слова его учеников: «Глядя на эти богатые по колориту и сочности картины и этюды, видишь трудовой народ и богатую родную природу…Мы гордимся своим педагогом!» (Персональная выставка в Кишиневе, учащиеся РХУ, 11 января, 1963 г.).

Преподавателем Алексей Александрович работал недолго. Его назначили директором Республиканского художественного училища (РХУ) им. И.Е.Репина в 1961 году, а через пять лет в связи с выходом на пенсию он ушел с занимаемой должности. Тем не менее отец очень любил эту работу и отдавал ей немало времени. Работал не только в художественном училище, но и в изостудии. Нередко выступал на методических совещаниях художественных школ республики, много писал о детском творчестве и о творчестве молодых художников.

Нравственные идеалы отца, его представления о цели человеческой жизни, о душевных качествах личности, по-моему, соответствовали высокому званию педагога. Он писал: «Требуя себе легкого, мы станем барчуками, требуя себе трудного, мы станем мужами. А я не хочу ни легкого, ни трудного — этой проблемы я не знаю. Я делю жизнь на увлекательную и осмысленную и на бездумную и лишенную смысла».

***

Смысл жизни А. Васильев видел в постоянном труде, отмечая в дневнике: «Следить за уходящим временем не по часам, не по календарю, не по изношенным ботинкам, а по сделанному для пользы людей, по созданным произведениям (не всяким, а настоящим)».Отца всегда привлекало благородство человеческих поступков. Он называл друзьями только тех, кто умел, как он считал, «выбирать из арсенала духовного оружия что-то нужное и полезное людям, а не искал нужное себе, удобное для своей жизни». Нам, своим детям, на сетования о трудностях и неудачах он, понимающе вздыхая, говорил, что за мечтой не бредут, а бегут, и бег этот чаще всего барьерный.

Немаловажную роль в его педагогической работе играло не только собственное его творчество, ораторский дар и искусствоведческая практика (о чем уже говорилось), но и стремление отца к справедливости, энергичное желание обязательно помочь и очень доброжелательное ,терпеливое отношение к ученикам.

Отцу были приятны слова благодарности от учеников: «Дорогой Алексей Александрович, — писала Н.Бодюл,- /Н.И. Бодюл, член Союза художников и кинематографистов, художник — мультипликатор/ желаю Вам всего того лучшего, что может пожелать дорогому человеку благодарная ученица, которой Вы отдали часть Вашей великой любви к искусству, часть большого сердца». В день 60-летия отца преподавательско -студенческий коллектив РХУ преподнес ему адрес, в котором были такие слова: «Наш коллектив гордится тем, что Вы находились у руководства училища, внесли и внесете еще много ценных советов по подготовке молодых специалистов». 

Алексей Александрович умел заниматься со всеми по разному, учитывая возраст, характеры, образованность своих учеников.

Теперь, когда на протяжении двадцати лет я учу ребят творчеству, унаследовав от отца любовь к этому делу, очень хорошо знаю, как порой трудно заставить их выполнить не сразу получающееся упражнение. Мне часто вспоминается, как мягок и терпелив он был с нами, детьми, как действовал настойчивым внушением, превращая трудное упражнение в сказочную игру. «Ты посмотри, это же не яблоко, это надутый высокомерный вельможа и он, конечно втрое больше и значительнее своего черного раба — сливы».

И.Григорович вспоминает, что Алексей Александрович никогда не брал кисти и не поправлял работ: «Теперь, будучи сам педагогом ,понимаю, как трудно иногда избежать соблазна показать что-либо на работе ученика. Гораздо сложнее возбудить в нем желание непременно добиться этого самому, а именно это и дает уверенность в своих силах, позволяет расти».

«Он учил, но не поучал, не опекал по мелочам,- вспоминает Л.Домнин — /Л.К. Домнин — художник-мультипликатор, график, член Союза художников СССР/ давал возможность проявить самостоятельность и даже требовал этого». Отец по этому поводу записал в дневнике так: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Приходили к нему на консультацию и художники-любители, их имена известны в республике это — Ф.Е.Агейченко /паталогоанатом, доктор медицинских наук, профессор./, В.К. Ветер /математик, заслуженный учитель республики./, Н.И. Лобанов /кандидат химических наук /. Алексей Александрович говорил, что не нужно превращать их в художников — профессионалов, у них профессия есть и ей они отдают все свои силы. Но им нужно дать возможность получать большее удовольствие от искусства в произведениях величайших мастеров и от общения с природой и жизнью, не превращая это в тяжкий профессиональный труд. Отношения с этими талантливыми и интересными людьми сложились в долгую дружбу, скрепленную взаимоуважением и большой любовью к изобразительному искусству.