Беседа со скульптором о поэзии

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Беседа со скульптором о поэзии. 1990. Автор: Н. Иванов

— Работу над памятником.— объясняет Никогосян,— я начинал с осмысления времени, эпохи, которой принадлежал поэт. Ее символическое решение заключено в общем характере композиции. Эмоциональным средоточием памятника является голова поэта. Это образ и умозрительный, и документальный. Внешнее сходство с иконографией здесь не первостепенно, хотя в конечном итоге портрет ориентирован на известные описания п фотоматериал. Важнейшая же цель этого образа — передать мимическими средствами противоборство «поэзии и правды», соотношение человека п времена. Мне хотелось также подчеркнуть непрерывность, преемственную связь поэтических образов и переживаний, ту диалектическую силу, которая от поколения к поколению песет ж хранит огонь поэзпп, не давая его погасать... Конечно, прав художник: огонь поэзии не затухает с гибелью самого поэта. Работая над образом Чаренпа Никогосян одновременно обращается к творчеству других певцов Армении, сосредоточенно и чутко прислушивается, например, к нежной страдающей лире Ваана Терьяна. Быть может художника интересует, какие связи и грани отталкивания существуют между Чаренцом ж Терьяном. Революционеры, патриоты, новаторы, они совершенно разные в поэтическом переживании, в лирическом чувствовании мира. На это различие и опирается скульптор, создавая образ Терьяна. Строки Чаренца, обращенные к ушедшему собрату по перу,—«Сирый, одинокий, ты придешь к нам с песней и тоской высокой души нам зажжешь...» — дают настрой скульптору. Он изображает Терьяна в трагический момент жизненного пути.

Всего 35 лет было отпущено поэту судьбой. Умер он от туберкулеза, или чахотки, как тогда говорили, в далеком от родной земли Оренбурге проездом в Туркестан. По свидетельству жены Терьяна, в день смерти он обращался с просьбой одеть его и посадить на стул. Именно сидящую, но обнаженную фпгуру избрал скульптор для будущего памятника. Черты лица заострились, чуть сутулая спина, рука приближена к грудп в горьком жесте прощания. Но почему поэт предстает перед нами обнаженным? Автор раздраженно поясняет:

— Потому, что это поэт такой хрупкости и силы одновременно, такой открытости, доверия, боли за всех страдающих, что одежда мешала бы здесь, сковывала, притупляла бы этот обнаженный пульс, эту открытую сердечную рану.

У мастерской художника рядом с белой гипсовой фигурой Терьяна — ранее сделанная из глины: пересохшая, растрескавшаяся, утратившая небольшие части формы. Эти трещины, резкие линии, неожиданные изломы и повреждения наиболее полно выражают суть поэзии, характер человека, никогда не отделявшего себя от чужой боли, готового разделить безрадостную судьбу ближнего:

Ах, как бы хотел я стать другом тому, 

кто страдает в неволе, кто ввергнут в тюрьму.

Стать братом тому, что в страданьях, в беде 

уж больше не верит надежде-звезде...

Чтобы понять своего героя, проникнуться его мыслями и надеждами, необходимо посмотреть на него глазами брата, друга, духовного наследника. Это еще одна важная черта творческого кредо Николая Багратовича Ни-когосяна, обладающего драгоценным даром эмпатии — сопереживания, сопричастности, родства близкому по духу человеку. И этот дар определяет успех монументальных и станковых произведений мастера — ведь его герои так или иначе близки ему: через токи исторической памяти, дружеские пристрастия к современникам, через волнующие строки вечной поэзии.

Н. ИВАНОВ