Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников
родился в 1824 году в селе Померанье бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью — Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века Александра Николаевича Радищева.
Рано потеряв отца, он вместе со своим старшим братом Николаем был помещен на воспитание в Александровский малолетний корпус, откуда через два года был переведен в морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Рисовал он все: и пейзажи с замками и горами, и корабли, несущиеся по волнам, но более всего ему нравилось рисовать карикатуры на своих товарищей и особенно на учителей. За эти карикатуры он поплатился тем, что не был допущен до экзамена, так как «осмелился изобразить все главное начальство». Инцидент был улажен вмешательством А.А. Радищева (дяди Боголюбова), а с Боголюбова была взята расписка, что «пока он не будет произведен в офицеры, он не будет рисовать яи одной карикатуры». В январе 1841 года
, имея от роду семнадцать лет, окончил морской корпус и был выпущен со званием мичмана.С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.
Сохранилось несколько картин и рисунков моряка Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах (Фрегат «Усердный», Пароход «Камчатка» и другие). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало а изучении натуры и жизни, что так характерно для всей; многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.
Бывая за границей,
знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облакам» и бурлящей водой... «Гармония красок навсегда запала в мою душу», — пишет Боголюбов в своих «Записках моряка-художника», упоминая о Тернере.В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с великим русским художником Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидав этюды с натуры, сказал: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже».
Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, ион с еще большей анергией начинает работать, решив посвятить себя целиком искусству.
Стремление стать художником находит поддержку со стороны президента Академии художеств, который советует Боголюбову: «Чем быть дюжинным офицером, будьте художником», и оказывает ему содействие при поступлении в Академию художеств. С осени 1849 года
начинает посещать классы Академии художеств.В Академии художеств Боголюбов учится у
и . Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, бывший в то время на вершине своей славы, , хотя он и не был профессором Академии художеств.С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире.
Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «...я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили. Я увлекся ими до гадости — стал подражать».
Это увлечение Айвазовским было во все время учебы Боголюбова в Академии и оказало значительное влияние на формирование его творчества, Боголюбов в Академии делает быстрые успехи: в 1851 году за «Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыВид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-хХолст, масло., 78 x 117Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева) вместе с другими двумя пейзажами он получает вторую золотую медаль, а через год за три вида Ревеля и «Вид С.-Петербурга от взморья» он получает и первую золотую медаль.
Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.
Для работы над картиной «Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыВид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-хХолст, масло., 78 x 117Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» переселяется на охтинский берег, где делает множество этюдов и рисунков с натуры, по которым уже потом в академической мастерской пишет картину, вкладывая в нее свои конкретные наблюдения и. технические знания рисунка и живописи.
Живопись картин Боголюбова академического периода несколько суха и однообразна, но в ней есть единая световоздушная среда, колорит ее мягок и натурален, что указывает на преемственную связь Боголюбова с его учителями
, и . В них можно различить едва заметные «айвазовокие» оттенки и прозрачность воды, «воробьевскую» мягкую воздушную перспективу и легкую, прозрачную дымку, окутывающую все пейзажи.В 1853 году
оканчивает Академию художеств по классу пейзажной живописи с первой золотой медалью и посылается в трехлетнюю заграничную командировку для дальнейшего совершенствования. В это же время он добивается отставки от военной службы и назначается художником Главного морского штаба.Так как в списке городов, которые должны были посетить молодые художники — пенсионеры Академии художеств, прежде всего стоял Рим, то они и направились туда через Берлин и Дрезден.
В Дюссельдорфе Боголюбов изменил свой путь и, задержавшись на время, вернулся в Берлин и Дрезден. Здесь он решил заниматься у Андрея Ахенбаха и в Рим не ехать.
Но Ахенбах уезжал на все лето из Дюссельдорфа. Боголюбову пришлось работать одному. Он поехал в порт Антверпен и там начал с увлечением писать этюды. Однако, пишет Боголюбов в своих «Записках», «будучи весьма мало опытен, глядел на натуру не своими глазами, а все думал то об Айвазовском, то об А. Ахенбахе, отчего выходила сильная мерзость, часто меня бесившая».
Затем
переехал для работы в Швейцарию, где познакомился с пейзажистом Каламом. Пейзажи Калама нравились ему, но недолго. Не прошло и года, как я перестал им удивляться...», — вспоминает Боголюбов.Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову немногое; чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд «Женевское озеро близ замка ЩильонЖеневское озеро близ замка Щильон. 1854Картон, масло, 17 х 27» (1854), таков же «СинопСиноп. 1856Холст, масло» (1856) — этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже «Замок святого ангела в РимеЗамок Св. Ангела в Риме. 1859Холст, масло., 38 x 52Нижегородский художественный музей» (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.
Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.
Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин,
, Максутов, , , Чернышев, и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там.Обойдя мастерские многих немецких, французских и швейцарских художников, наводнявших Рим, Боголюбов увидел, что «... все эти люди, проникнутые традиционной пуссеновской теорией классического пейзажа, городили виды с 10-ю планами — рощами, каскадами, а натуры я у них не видел».
Признавая только учебу у природы, Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея».
усиленно начинает работать на натуре. Он вместе со своими товарищами объезжает Неаполь, Террасиио, Палермо, Мессину, Сорренто и другие города Италии. Через Капри возвращается снова в Рим, где его студию посетил , более двадцати лет работавший здесь над картиной ««Вы были в Сорренто и делали этюды, — сказал маэстро, — покажите-ка их-с. Да, говорят, и картину писали с пункта Щедрина», «Писал, но не знаю, как Бы ее найдете».
«...Раз пять, не говоря ни слова, Иванов перебрал этюды, делая «гм». И, наконец, сказал: «Поздравляю-с — хорошо-с. Картину продаете-с; Двести скуд довольно?»
«Очень благодарен»...
«Но будьте так добры скажите мне Ваши замечания насчет моих этюдов, — я пишу еще ощупью».
«Мне про Вас говорил мой приятель Francois, и я вижу, что Вы его слушались, он умный художник, но Вы лучше пишете, чем рисуете, —займитесь последним, это никогда не повредит. Молодежь ошибочно думает, что кисть есть все — нет, она только совершенна, когда ей художник пишет и рисует» («Записки моряка-художника»).
Последние слова Иванова всю жизнь помнил
и руководствовался ими в своей работе.Под свежим впечатлением посещения Иванова Боголюбов едет на этюды в Олевано, где часто работал Иванов. Там
, следуя совету Иванова, делает массу разнообразных рисунков и пишет этюды, насыщенные светом и воздухом.