Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников
В 1856 году
едет на Дунай и на Черное море, чтобы написать этюды для заказанных ему картин «Синайское сражение» и других боевых морских эпизодов русско-турецкой войны.Пробыв там около года,
едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает «науку живописи» и вместе с тем сближается с многими известными французскими художниками: Орасом Берне, Эигром, Поль де Ларошем, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.
В 1859 году
переезжает в Дюссельдорф, где начинает работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же натравляет Боголюбова на этюды в Шевенйнген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась «Ярмарка в Амстердаме».«Ярмарка в Амстердаме» (Государственный Русский музей) — характерная работа Боголюбова, подводящая итог его заграничному пенсионерству. По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темны силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. «Ярмарка в Амстердаме» не только не уступала своим мастерством однородным картинам западных мастеров этого времени, но и превосходила их своей внимательной и правдивой передачей природы и световых эффектов.
И впоследствии
, высоко ценивший таких мастеров реалистического пейзажа, как Корю, Руссо, Добиньи, Тройон, Дюпре, тем не менее был строг в оценке их произведений именно со своих реалистических позиций. Так, он развенчивает крупнейшего французского пейзажиста Дюпре за то, что «он часто не был натуралистом (здесь в смысле изучения натуры — Г.К.), а в особенности, получив известность, валял картины от себя, усвоив один пошиб, что всегда дурно рекомендует художника... Здесь есть мастерство, но композиция не натуральна, живопись грязна». Неприязнь и раздражение вызывают у Боголюбова модные салонные мастера, пытающиеся скрыть за красочностью и внешним впечатлением пустоту и бессодержательность своих картин. Таких художников он называл «ловкачами» и «развратниками в искусстве».Этот трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова «часто сиживал старик Коро, покуривая свою коротенькую трубку», а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами.
В конце 1860 года
возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева я не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный а большой мастер, какого Россия еще не знала. , вспоминая эту выставку, писал о Боголюбове: «До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Зто было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами». Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, «так как, говорилось в постановлении Совета, до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться».Это трудолюбие и старание совершенствоваться являются характерными чертами всей творческой деятельности Боголюбова. Эти черты художник сохранил до самой смерти.
В 1861 году Боголюбов вместе со своим братом совершает поездку по Волге от Твери до Астрахани. Перед художником впервые открывается родная природа во всем ее разнообразии и красоте. Взволнованный художник неустанно работает, создавая множество зарисовок и этюдов.
Необычайно ярко и правдиво встает русская красавица Волга 60-х годов в рисунках, картинах и воспоминаниях Боголюбова. Вот плывут по течению, как белые лебеди, росшивы, мокшаны да беляны. Тут и «Генерал», и «Девица-душа», и «Ванька с Танькой». На их носовых поперечных скрепах размалеваны «глазища» — глаза, чтоб вперед смотрели, а под каждым где солнце, а где луна, чтобы светили им. Бока их, корма и рубка украшены прекрасной русской резьбой, а на высоких мачтах с жестяными блестками висят длинные вымпелы. Вокруг шныряют струги и шатики. Вдруг вдали покажется чудовищная коноводка с многими подчалками и завознями, а по берету идут вереницы бурлаков с песнями, то заунывными, то лихими и отчаянными. И гораздо позже, в 90-х годах, Боголюбов, исколесивший много раз всю Европу, побывавший во всех знаменитых и прославленных ее уголках, с гордостью писал, вспоминая о Волге: «Ну, что такое Рейн, Дунай со своими железными воротами и, наконец, Саксонская Швейцария. Какая это мелочь и сколько этакого добра стоит на Волге и никто не кричит о нем. Настанет время и нас узнают!..»
Через год Ипатьевский монастырьИпатьевский монастырь близ Костромы. 1861Холст, масло., 55 x 90Государственная Третьяковская галерея» и другие, а также огромное количество рисунков.
вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с колокольного базара», «Беспритязательная красота и безыскусственность мотивов русской природы заставили Боголюбова оставить позади романтическую канву «Ярмарки в Амстердаме», навеянную Айвазовским и западноевропейскими школами. В волжских видах была показана обычная русская природа со всей правдивостью. В них проявляется постоянное стремление Боголюбова передать в пейзаже характер конкретной местности, определенное освещение, определенное состояние дня. Летний вечер и тишина, нарушаемая колокольным звоном, спокойствию воды, в которой отражается вечернее небо, — все это превосходно передано Боголюбовым в его картине «Крестный ход в ЯрославлеКрестный ход в Ярославле. 1863Холст, масло, 26,6 x 46Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1863). Но волжские пейзажи 60-х годов несли в себе еще пассивно-созерцательную фиксацию действительности. К тому же перегруженные сухо трактованными деталями (результат учебы в Дюссельдорфе), эти пейзажи до некоторой степени скучны и однообразны.
Дальнейшим шагом вперед была картина Боголюбова «Устье НевыУстье Невы. 1872Холст, масло, 54,5 x 110Государственная Третьяковская галерея» (1872), появившаяся на Второй передвижной художественной выставке «Товарищества». По поводу нее в письме к Третьякову, а затем к писал: « написал удивительную вещь «Устье НевыУстье Невы. 1872Холст, масло, 54,5 x 110Государственная Третьяковская галерея» от Петергофа. Он давно не писал таких вещей. По-моему, превосходная вещь».
«Устье НевыУстье Невы. 1872Холст, масло, 54,5 x 110Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская таллерея) обратило на себя всеобщее внимание той же безыскусственностью, простотой взятого сюжета и вместе с тем его глубокой реалистической убедительностью. Река Нева от Петергофа со светлой далью и силуэтами зданий города вдали, с прекрасной группой освещенных парусных судов В правой части да песчаной отмелью вблизи была полна жизни и правды. Живопись «Устья Невы» отличалась ясным, смелым приемом. Картина была приобретена П.М. Третьяковым для его знаменитой галлереи.
Часто повторявшиеся приступы сердечной болезни вынуждают Боголюбова по совету докторов жить во Франции, где он и поселяется е 1873 года.
В течение 70-х годов
объезжает все страны Западной Европы, останавливаясь иногда на продолжительное время в живописных местечках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Южной Франции, Италии и на побережье Средиземного моря. Богатые впечатления от этих путешествий фиксируются в многочисленных и разнообразных этюдах, обычно исполненных, на небольших по размерам специальных дощечках.Симпатии Боголюбова все более склоняются к произведениям Коро, Добиньи, Руссо, Тройона. Боголюбов учится, как и они, передавать свои, мысли и чувства через образы природы. И если раньше для раскрытия образа Боголюбов наполнял свои картины обилием предметов, стараясь как можно больше рассказать о виденном, то теперь, выбирая наиболее типичные объекты, он смело обобщает формы, достигая большей выразительности и картинности даже в этюде. Полные глубокого настроения, такие пейзажи Боголюбова, как «ВельВёль. Нормандия. 1880Частное собрание», «Прачки в ЭтретаПрачки в Этрета. Утро. 1874Холст, масло», «Утро», «Лиль АдамЛиль Адам. 1881Дерево, масло», «Бичевник на реке УазеБичевник на реке Уазе. 1881Дерево, масло», «Ври», «Вид в ШампаниВид в Шампани. Франция. 1880», могут быть свободно поставлены рядом с лучшими произведениями художников барбизонокой школы.
В дальнейшем под влиянием импрессионизма Боголюбов постепенно освобождается от той условности в выборе мотива и композиции, а также от того своеобразного коричневатого «музейного» колорита своих картин, который был им унаследован от барбизонцев. Так, пейзажи «Суда в гавани ДьеппСуда в гавани Дьепп. Утро. 1870-еХолст, масло», «Мельница в ВелеМельница в Вёле. Весна. 1882Дерево, масло, 15,5 х 24», «Весна», «Прачки в НантеПрачки в Нанте. 1876», «Скалы в ФеканеСкалы в Фекане. 1882Холст, масло» (1870-е годы) полны света и воздуха. Свет проникает во все уголки пейзажа: сочная зелень, белые паруса, разноцветные лодки, пронизанные лучами солнца с играющими вокруг рефлексами, бесчисленным множеством оттенков, оживают отраженные в воде. Все эти пейзажи объединены одной серебристо-голубой гаммой цвета, придающей им мягкость, привлекательность и лирику.
Но Боголюбов никогда не удовлетворялся однажды найденным удачным приемом или методом. Ни барбизонцы, ни импрессионисты не могли полностью удовлетворить художественных требований Боголюбова. Стремясь отойти от них, он глубоко и внимательно изучает действительность, фиксируя в многочисленных этюдах разнообразие природных явлений, находя для этого свои способы живописного решения, свои приемы. Боголюбов стремится передать природу такой, какой она встает перед его глазами. В самой природе он находит и композиционную выразительность, и гармонию красок, и настроение.