Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников

Оторванный болезнью от родины, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... тем не менее каждое лето приезжал в Россию и много и упорно работал, стремясь передать красоту и особенность ее природы.

Здесь, в России, в течение 70—90-х годов ему, как еще никогда, удалось свое большое техническое мастерство приложить к содержанию родного русского пейзажа. В эти годы Боголюбов создает целый ряд крупных картин и прекрасных этюдов Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова и Подмосковья. Все они, отличаясь присущим для Боголюбова мастерством исполнения, так глубоки по своему настроению и чисто русскому обаянию, что поставленные рядом с ними даже лучшие работы художника, созданные за границей, кажутся несколько приукрашенными, «салонными». И в этом смысле прав был Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., когда в письме к Репину Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... в 1875 году писал: «Вам небезызвестно то странное явление, что вещи, возбуждающие хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывают того же впечатления в России. Отчего это? Например, Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи.... удивился, когда увидел вещи Боголюбова здесь на Передвижной выставке, так они показались ему фальшивы».

Поистине замечательны были прекрасные и задушевные русские этюды: «Пруд в Петровско-РазумовскомБоголюбов А. П. Пруд в Петровско-РазумовскомПруд в Петровско-Разумовском. 1860Холст, масло», «Москва-река у ЗвенигородаБоголюбов А. П. Москва-река у ЗвенигородаМосква-река у Звенигорода. 1880-еДерево, масло., 18 x 27Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», «Осень в Глебове», «Москва. Андреевская СлободаБоголюбов А. П. Москва. Андреевская слободаМосква. Андреевская слобода. 1883Дерево, масло, 17,5 x 27Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», «С.-Петербургский морской каналБоголюбов А. П. Санкт-Петербург. Морской каналСанкт-Петербург. Морской канал. 1885Дерево, масло., 18 x 27Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», «Березовая роща деревни ЮдинокБоголюбов А. П. Березовая роща деревни ЮдиноБерезовая роща деревни Юдино. 1868Холст, масло», «Москва. Кремль» (пастель) и много других.

Этюд «Пруд в Петровско-РазумовскомБоголюбов А. П. Пруд в Петровско-РазумовскомПруд в Петровско-Разумовском. 1860Холст, масло» (1870-е годы) — прекрасная песня о догорающем вечере, о золоте осенних листьев, отраженных в гаснувшем, догружающемся в сумерки зеркальном пруде.

Этюд «Москва-река у ЗвенигородаБоголюбов А. П. Москва-река у ЗвенигородаМосква-река у Звенигорода. 1880-еДерево, масло., 18 x 27Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1880-е годы) также полон глубокого настроения: среди широких просторов уходит а бесконечную даль, прихотливо извиваясь, Москва-река, а над рекой нависли свинцовые тучи, и лишь у горизонта, где синеют перелески да блестит золотом глава церквушки, небо освобождается от тяжелого покрова. Оба этюда написаны легко, свободно, проста.

Почти все пейзажи Боголюбова, изображающие русскую природу, отличаются одной замечательной особенностью: постоянным стремлением Боголюбова изобразить в них реально большие и глубокие пространства, наполненные светом и воздухом. Навеяно это широтой необъятных русских просторов, величием Волги, беспредельной глубиной голубых русских далей.

Эту особенность мы можем заметить и о ранних работах Боголюбова, как «Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыБоголюбов А. П. Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыВид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-хХолст, масло., 78 x 117Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», и в «Устье НевыБоголюбов А. П. Устье НевыУстье Невы. 1872Холст, масло, 54,5 x 110Государственная Третьяковская галерея», и в волжских пейзажах 60-х годов, а также в одном из лучших пейзажей последнего периода «Вид Саратова с Соколовой горыБоголюбов А. П. Вид Саратова с Соколовой горыВид Саратова с Соколовой горы. 1887—1888Холст, масло» (1886). Несмотря на связующую пейзажи общность, между ними лежит большой промежуток и большое различие в решении одной и той же задачи. Если в пейзажах 50—60-х годов Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... только пассивно и добросовестно изображал с определенной точки зрения выбранный им уголок природы, часто вдаваясь в подробный рассказ, если в пейзажах 70-х годов художник отдает большую дань техническому исполнению, то в последующие годы он приходит к созданию реалистически наблюденных, ню не случайных, а типических образов природы. «Вид Саратова с Соколовой горыБоголюбов А. П. Вид Саратова с Соколовой горыВид Саратова с Соколовой горы. 1887—1888Холст, масло» — это образ той Волги, которую Боголюбов видел и пытался изобразить не один раз. Только в этой картине художнику удалось добиться величавой торжественности, эпичности в природе. Широкие, необъятные волжские просторы, большие пространства неба, заполненные облаками, и выразительный силуэт горы, почти по диагонали спускающейся к Волге, несмотря на отсутствие внешних проявлений движения, порождают огромную динамическую напряженность. Боголюбов в этой картине долго добивается композиционной и цветовой выразительности. Он несколько раз изменяет почти силуэтный контур обрыва Соколовой горы, неоднократно переписывает серое свинцовое небо с облаками и тональное состояние волжской воды.

Своеобразной и примечательной частью творчества Боголюбова является его деятельность по созданию серии картин из истории русского военно-морского флота. Она может быть поставлена обособленно как историческая живопись, которую Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... выполнял, будучи художником Главного морского штаба.

Впервые художник начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Тогда им были написаны «Синопское сражение 18 ноября 1853 годаБоголюбов А. П. Синопский бой 18 ноября 1853 годаСинопский бой 18 ноября 1853 года. 1860Холст, масло., 47 x 70Центральный военно-морской музей», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 годаБоголюбов А. П. Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 годаНочное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года. 1857Холст, масло, 112 x 183Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева», «Взятие парохода «Первоз-Бахре» пароходом «Владимир» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 год. В конце 60-х и в 70-е годы Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... работает над серией морских баталий Петровского времени и последующих годов. Изучая исторические данные, он глубоко и всесторонне подходит к изображению таких замечательных победоносных сражений русского морского флота, как «Гатагутский бой 1714 года», «Морское сражение у Эзеля 1719 годаБоголюбов А. П. Бой у острова Эзель 24 мая 1719 годаБой у острова Эзель 24 мая 1719 года. 1866Холст, масло., 185 x 321Центральный военно-морской музей», «Ревельское сражение 1720 годаБоголюбов А. П. Ревельский бой 2 мая 1790 годаРевельский бой 2 мая 1790 года. 1860-еХолст, масло., 71 x 90Центральный военно-морской музей», «Сражение при Красной Горке 1790 годаБоголюбов А. П. Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной ГоркеСражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866Холст, масло., 233 x 333Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» и другие. И если в картинах 50-х годов была главным образом исторически документальная правда, рассказанная многословно и сухо, то в работах над этими сюжетами Боголюбов смог добиться большой композиционной убедительности и смысловой выразительности, а также большой живописности. Так, в картине «Сражение при Красной Горке 1790 годаБоголюбов А. П. Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной ГоркеСражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866Холст, масло., 233 x 333Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева) ясно и убедительно показан победоносный исход сражения русского флота со шведским. Это выражено в величественном строе русских кораблей, ведущих наступление, в едва заметном наклоне их и в движении волн в сторону противника, расстроившего свои ряды и беспорядочно ведущего огонь. В этой же картине уже есть и цельность живописного решения. Прекрасно исполнены прозрачная вода, клубы дыма, даль. В других картинах, как «Гангутский бой 1714 года» (три варианта) и «Первое морское сражение русского корабельного флота иод командой СенявинаБоголюбов А. П. Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом 24 мая 1719 годаПервое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом 24 мая 1719 года. 1866Холст, масло, 46,5 x 74Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», особенно в больших эскизах к ним, кроме композиционной и смысловой выразительности, Боголюбов добивается еще исключительно богатого живописного решения, что ставит эти картины на одно из первых мест среди батальной исторической живописи конца XIX века.

В 1877 году Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... выезжает на театр военных действий — на Дунай и Черное море. Там он запечатлевает места исторических боев, делает множество этюдов, эскизов и рисунков боевых эпизодов. В результате этой поездки художник создает такие картины, как «Взрыв турецкого монитора» (1877), «Высадка в Мачин корпуса генерала ЦиммерманаБоголюбов А. П. Высадка в Мачин корпуса генерала ЦиммерманаВысадка в Мачин корпуса генерала Циммермана. 1877Холст, масло» (1877), «Дело Скрыдлова на Дунае» (1881) и целый ряд других документально-исторических полотен.

Характерной чертой всех батальных картин Боголюбова является их исключительная (историческая правдивость. По картинам Боголюбова можно изучать историю всех морских сражений нашего русского флота и реально представить обстановку, особенности, детали каждого из этих боев. Моряк по профессии, Боголюбов до тонкости знает корабль, его оснастку, тактические свойства, а также всю обстановку морской жизни. Поэтому на картинах Боголюбова не случается парусов и мачт не на своем месте. Каждый корабль на его картинах в состоянии выдержать самую строгую критику специалиста. Зги картины навсегда останутся драгоценными документами о героическом прошлом русского народа и его флота. Это огромный вклад художника-патриота Боголюбова в сокровищницу русского искусства.

Живописное дарование Боголюбова извернулось во исем блеске в 80—90-е годы.

Замечание Крамского, что у Боголюбова «огромная, хорошо усвоенная техника и некоторое сочинительство пейзажа», относится к творчеству художника 60—70-х годов. Но уже и тогда (1877) Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... отметил, «...что больше всего доказывает в нем присутствие таланта, это его этюды. В ник он бывает даже положительно оригинален».

Именно в этюдах, и особенно последнего периода, развернулось полностью правдивое, реалистическое искусство Боголюбова. Все лучшее, что долгие годы собиралось Боголюбовым у себя, было передано после его смерти в Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева. Среди них было несколько десятков таких этюдов, что если бы Боголюбов за всю свою жизнь не создал больше ничего, то и тогда он мог бы заслуженно считаться гордостью русского реалистического искусства.

К жемчужинам боголюбовского творчества следует отнести в первую очередь такие пейзажи, как «МоскваБоголюбов А. П. МоскваМосква. 1880-еЭтюд Дерево, масло, 15,3 x 23Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1880-е годы), «Покровское-ГлебовоБоголюбов А. П. Покровское-ГлебовоПокровское-Глебово. 1890» (1890), «ШевенингенБоголюбов А. П. Шевенинген. ГолландияШевенинген. Голландия. 1885Холст, масло, 14,6 x 17Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1880-е годы), «Экуан. Ливень» (1880), «Ферма в ШамбодуанеБоголюбов А. П. Ферма в Шамбодуане. ФранцияФерма в Шамбодуане. Франция. 1879Дерево, масло, 17,8 x 26Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1880), «МентонаБоголюбов А. П. Ментона. БуряМентона. Буря. 1881Дерево, масло, 48,5 x 73Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (1880), «Тулон» (1893). Приходится только удивляться тому глубокому чувству реалистической правды в искусстве Боголюбова, которое он сохранил на протяжении всей полувековой творческой жизни. Еще в 90-х годах этот семидесятилетний старик создавал с огромным техническим мастерством поистине жизнерадостные, бодрые и оптимистические произведения. Глядя на эти этюды Боголюбова, вы невольно удивляетесь широте его восприятия, его доходчивой спокойной лирике и покоряющей реалистической убедительности. Этюд у Боголюбова перерастает в картину, собственно, он является создателем такого.этюда-картины. Этот особый вид этюда, сохранивший всю прелесть живой, реальной природы и несущий в себе завершенность картины, можно назвать «боголюбовским». Кто видел много работ Боголюбова именно периода 80—90-х годов, тот знает эту особенность его творчества, которая отчетливо выделяет Боголюбова из общей среды русских художников-пейзажистов.

В этих этюдах-дартивах Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... выступает как своеобразный художник-маринист и пейзажист.

Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... в совершенстве знает море во всех его проявлениях. Именно это позволило ему создать столь правдивые образы бурного моря, показать его так реально, так ощутимо, как удалось немногим. Образы моря, созданные Боголюбовым, далеко оставляют позади эффектные и феерические марины Айвазовского Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... и Судковского Судковский Руфин Гаврилович Судковский Руфин Гаврилович [1850—1885] Русский живописец-пейзажист, учился сперва в Очаковском духовном училище, а потом в одесской семинарии. В 1868 г. Судковский поступил учеником в Императорскую Академию Художеств. Проучившись три года художник получил в 1870 г. две серебряных медали,.... Море Боголюбова то свинцово-тяжелое, пенясь и клубясь, набегает на берег, то бурное, неугомонное бьется о борт парохода, то величественное и безбрежное покрылось барашками волн, всегда в движении, (всегда насыщая воздух влагой и слепящим блеском брызг, всегда такое, что его можно назвать «живым».

Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... был блестящим мастером цвета. Он ориентировался на поднятие живописной культуры в своем творчестве, на овладение высоким живописным мастерством.

Но есди в пейзажах 70-х годов цвет выступает у Боголюбова иногда как самодовлеющий элемент, то в этюдах последнего периода цвет лишь один ив пластических элементов для выражения чувств через то или иное состояние природы. Так, в пейзаже «ШевенингенБоголюбов А. П. Шевенинген. ГолландияШевенинген. Голландия. 1885Холст, масло, 14,6 x 17Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» для характеристики природы Северного моря он находит красивую, с обилием нюансов, сдержанную серебристую гамму. Бесконечно варьируя почти один тон, разнообразя фактуру, он достигает мастерской передачи взволновавшего его явления. Ни один мазок не положен плоскостно, каждый из них способствует материальному выявлению пространства: то кисть его быстро пробежит по отлогому берегу, то она задержится и плотными, сдержанными мазочками наметит лужи на песке, то темпераментно бросит целые сгустки на небо, заставляя серые тучи забрезжить холодным светом. Причем этой «живописной кухни» сразу не заметишь. Прежде всего видишь вот эту самую унылую приморскую природу, видишь плотно лежащий песок, пропитавшийся водой, видишь серые облака, которые нехотя пропускают лучи солнца...