Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников
«Мы не стадо свиное, которое взялся пасти г. Исеев, благодаря своему академическому положению...— писал он Крамскому, — мы можем быть сами себе судьи и ценители...
, удовлетворенный планами Боголюбова, пишет: «Планы Ваши насчет будущего широки, и мне сдается, что они решают почти все недоразумения, смиряют страсти и вносят хорошев начало в семью русских художников, и я бы сказал, что Ваше предложение далеко шире моих мыслей о слиянии».
Но в этом вопросе Крамского беспокоит, будет ли в деле замешан Исеев, и он, присоединяясь к мнению Боголюбова, предлагает ему обезвредить дельца Исеева или введением в Академии новой должности президента, через которого Исееву придется решать все вопросы, или вообще напомнить кому следует о злоупотреблениях этого человека.
Этот «исторически необходимый» (по выражению Крамского) шаг не осуществился. Наоборот, попытка Боголюбова и Крамского использовать Академию передвижниками дала повод обвинить Крамского в ренегатстве, и Стасов, самый отъявленный противник Академии, поссорился из-за того с Крамским. Крамского сильно взволновало то, что товарищи отвернулись от него, тем более, что сам художник был уверен в собственной правоте.
После смерти
снова направляет свою деятельность да переустройство Академии. Он добивается ревизии, в результате которой происходит реорганизация Академии художеств. Боголюбов вводится в комиссию по составлению нового устава Академии и с жаром берется за это дело. Убежденный в несостоятельности Академии как организации, возглавляющей русское искусство, он приходит к основному своему выводу, что Академия должна стать только школой искусства. Боголюбов (рекомендует на должность ректора . «Он силач русской новой школы, и его товарищи, имея к нему уважение, пойдут с ним охотно рука об руку на новое честное и полезное дело, которое воскресит давно утраченное предание, что русский художник владеет рисунком».В 1893 году устав Академии был утвержден и руководство было обновлено.
, Шишкин, В. Маковский, Куинджи стали профессорами Академии.Отношение Боголюбова к судьбам русского искусства и его значение в деле развития искусства вообще в России оказалось больше всего в завершении идеи всей его жизни — служить делу поднятия художественной культуры в провинции.
Боголюбов один из первых в России понял прогрессивное значение провинциальных художественных музеев и рисовальных школ при них.
, познакомившись с планом Боголюбова об организации художественного музея в Саратове, писал Стасову: «Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах. Пока их не будет, не будет и настоящего искусства».
Действительно, Академия художеств и небольшое число столичных музеев не могли, конечно, обеспечить поднятия художественной культуры во всей стране. Первый шаг в деле приближения искусства к народу был сделан «Товариществом передвижных художественных выставок», и дальнейшим шагом в этом направлении являлось дело организации провинциальных художественных музеев и рисовальных школ, начатое в России Боголюбовым.
После открытия в 1885 году первого провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по всей России прошла волна, по организации художественных музеев. Вслед за Саратовским музеи возникают в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России.
Саратовский музей был открыт в 1885 году, когда знаменитая «Третьяковка» была еще частной галлереей братьев Третьяковых. Русский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет спустя после Саратовского музея.
связал первый музей в. провинции с именем своего деда А.Н. Радищева, автора крамольного «Путешествия из Петербурга в Москву».
Много препятствий надо было преодолеть, чтобы добиться в 1878 году высочайшего разрешения на название музея «Радищевским». И еще долго после этого в придворных кругах не могли успокоиться, «на каком основании в Саратове музей назван Радищевским — именем революционера».
Благодаря Боголюбову оживление вокруг имени Радищева росло, а в 1888 году осмелевший А.С. Суворин предпринял первое в России издание «Путешествия из Петербурга в Москву» после почти столетнего запрета.
Много энергии и упорства потребовалось Боголюбову, чтобы преодолеть трудности, связанные с устройством музея в (Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления затянули дело основания и открытия музея на восемь лет.
После открытия музея
с еще большей энергией продолжает заботиться о музее и пополнении его коллекции, а также об открытии рисовальной школы при нем. Здесь Боголюбов сталкивается с еще большей косностью «отцов города». В здание музея, где должна была разместиться школа, была переведена публичная библиотека, и потребовалось более двенадцати лет, чтобы разработать устав рисовальной школы, а публичной библиотеке подыскать другое здание.так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца после смерти Боголюбова, школа носила в честь его название: «Боголюбовское рисовальное училище»,
Боголюбов завещал любимому своему детищу — музею и рисовальной школе — все свое имущество и капитал в сумме двести тысяч рублей.
Скромно и просто оценил
свою многолетнюю деятельность по основанию в Саратове первого о России провинциального художественного музея и рисовальной школы при нем: «Когда я передал в Саратовский музей все свое состояние, я думал так: что я возвышаю втоптанное в грязь имя моего деда, присвоив наименование музею «Радищевский», с другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».Большой любовью и авторитетом пользовался Боголюбов у своих товарищей по искусству, и когда в 1891 году отмечался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Боголюбова, то на него с исключительной теплотой откликнулись все художники. Сколько теплых и дружеских телеграмм получил
из разных концов света. Передвижники прислали ему, как товарищу, привет и пожелания еще долгие годы служить русскому искусству». Айвазовский прислал «искренние пожелания доброго здоровья для будущих шедевров и для русского искусства».Поздравительные телеграммы прислали многие общественные организации, издательства и частные лица.
На банкете, устроенном в Париже,
после торжества роздал присутствующим около трехсот своих рисунков. Гости же в свою очередь преподнесли ему массивную палитру червонного золота, на которой поставили свои имена.А через пять лет этого замечательного художника и человека уже не стало. Утром 7 ноября 1896 года (по новому стилю) вошедший слуга нашел его мертвым в кресле.
Когда гроб Боголюбова прибыл на родину, в Петербург, его встречали близкие товарищи художники. Они же проводили его в последний путь. Шли, опустив головы,
, Чистяков, Брюллов, Мата, Маковский, Киселев и многие другие.На чей-то брошенный вопрос
сдавленным голосом, с грустью сказал: «Д-а, знаете, умирают корифеи русского искусства...»Вся жизнь Алексея Петровича Боголюбова являет собой замечательный пример самоотверженного труда и упорства в достижении цели.
был одним из тех замечательных русских людей, которые всю свою энергию и всю жизнь самоотверженно посвятили служению русскому искусству и родине. Несмотря на долгую жизнь за границей, , безусловно, оставался глубоко русским человеком, подлинным патриотом своей родины.
Г. Кожевников
Издательство «Искусство», 1949 год.
Серия «Массовая библиотека»