Репин Илья Ефимович [1844—1930]

  • Страница №4

И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко



Приезд Тургенева в Абрамцево, его рассказы о семействе Аксаковых подготовили И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... к встрече с  И.  С.  Аксаковым,  который  был  выслан  в  имение
Е. Ф. Тютчевой Варварино, недалеко от Абрамцева. Причиной ссылки послужила резкая речь против Берлинского трактата, произнесенная 22 июня 1878 года в Славянском комитете. Аксаков критиковал царское правительство за то, что на конференции европейских стран в Берлине оно поступилось интересами Болгарии и фактически свело на нет результаты войны 1877—1878 годов. Аксаков получил строжайший выговор от Александра II и в конце июля был выслан из Москвы.

И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... выехал в Варварино около 10 августа и пробыл там меньше недели. За это время он написал портрет И. С. Аксакова и один из лучших своих пейзажных этюдов «Вид села Варварино». Портрет Аксакова экспонировался на первой периодической выставке Московского общества любителей художеств в конце 1880 года. В рецензии петербургского «Художественного журнала» сообщалось: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Аксаков, с энергическими блестящими глазами, выделяется на темном фоне полотна, точно живой, он как будто сейчас, вот, заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены, и кисть Репина с одного, видимо, сеанса уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».

По возвращении из Варварина И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... дорабатывает портрет Саввы Ивановича Мамонтова. Писал он его урывками по десять—пятнадцать минут по утрам — перед семичасовым поездом, которым Мамонтов ездил на службу в Москву.

В Абрамцеве И.Репину Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... хорошо работалось и думалось. Сама обстановка не только ободряла, но требовала творчества. Помогало и присутствие рядом В.Д.Поленова Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... и В.Васнецова Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию.... Все трое были заражены интересом к русской старине. Васнецов создавал образы былинной, эпической Руси, Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... работал над картиной «Пострижение негодной царевны», а Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... воссоздавал эпизод из начала петровского  царствования, Абрамцево с его типично среднерусской природой как нельзя больше способствовало этим настроениям и увлечениям. М. Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... очень тонко выразил душу тамошнего пейзажа: «Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам неожиданно представилась    такая русская, русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща, и я, глядя на этот пейзаж, проникся каким-то чувством его подлинной «историчности».

Обычно сдержанный в чувствах и немногословный, М.Врубель Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой... писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, нерасчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Именно поиски этой цельности привели И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... в Москву и в Абрамцево. Здесь летом того же 1878 года у Репина зародилась идея картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султануРепин И. Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей». Картина посвящена событиям, происходившим в конце XVII столетия. Существует предание, что в 1680 году турецкий султан Махмуд IV обратился с письмом к запорожским казакам, которые беспокоили   и   самого   султана   и   его   союзника,   крымского хана, с предложением взять запорожцев под свое покровительство. Начиналось султанское письмо цветистым перечислением титулов: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств — македонского, вавилонского, иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. . .» и так далее. Запорожцы на общем сходе под руководством кошевого атамана Ивана Сирко написали султану ответ. Существует несколько списков письма запорожцев султану. Один из них воспроизводит в своей книге «Очерки по истории запорожских казаков и Новороссийского края» друг И. Е. Репина, много помогавший ему советами при работе над картиной, историк Д. И. Эварницкий: «Невгоден еси матери вирных хрестиян. Числа не знаем, бо календаря не маем,   мисяц   у   неби,   год   у   кнызи,   а   день   такий у нас, як и у вас, поцилуй за те — ось куды нас! Кошовый атаман Иван Сирко зо всим коштом запорожським».

Композиция картины возникла у И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... сразу. Уже в первом карандашном эскизе с надписью: «Абрамцево. 26 июня 1878 г.» он изображает запорожцев в момент сочинения ответа на письмо турецкого султана. Художник решает картину, отказываясь от традиционных приемов. В его группе нет главной фигуры. Письмо сочиняет не атаман Сирко, а все общество запорожцев, вся казацкая вольница. Репина восхищает, что несколько тысяч казаков бросили дерзкий вызов правителю одного из крупнейших государств. Сила запорожцев была в свободолюбии и единстве. И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... сознательно не выделяет из среды казаков Ивана Сирко, потому что должность кошевого атамана, как и все другие начальнические должности, была в Запорожской Сечи выборной. Существовал ритуал, по которому после избрания атамана желающие казаки могли посыпать макушку атамана землей или вымазать грязью, чтобы тот не заносился над рядовыми казаками. Сам художник так охарактеризовал содержание картины в письме Н. С. Лескову: «А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею. И в истории народов, и в памятниках искусства, особенно в устройстве городов, архитектуре, меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно. В каждой мелочи, оставшейся от этих эпох, виден, чувствуется необыкновенный подъем духа, энергии; все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение. И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума  (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Но больше всего волновали И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... события, современником которых он был. Его темы или непосредственно  революционны  или близки к  этому.