Репин Илья Ефимович [1844—1930]

  • Страница №6

И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко



Канун 1879 года стал началом мамонтовских домашних спектаклей, переросших к 1885 году в известную Русскую частную оперу. 29 декабря 1878 года В.Д.Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... и А. В. Прахов Прахов Адриан Викторович [1846—1916] ... поставили в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской живые картины. Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... повторил те сюжеты, которые ставил в Париже у А. П. Боголюбова: «Демон и Тамара», «Русалка», «Апофеоз искусств». В постановке «Русалки» участвовал Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,.... Прахов Прахов Адриан Викторович [1846—1916] ... поставил живую картину «Жницы» и комическую пантомиму «Юдифь и Олоферн», в которой Олоферна играл пятнадцатилетний юноша Костя Алексеев, в будущем известный актер, режиссер и теоретик театра Константин Сергеевич Станиславский. В живых картинах участвовала жена Репина Вера Алексеевна — в «Апофеозе искусств» она изображала Рафаэля, а в «Вальпургиевой ночи», поставленной тогда же Р. С. Левицким, — Маргариту.

Летом 1879 года И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... с семьей снимал дачу в деревне Хотьково неподалеку от Абрамцева. Дом стоял в молодом лесу по соседству с железнодорожным полотном. Погода в том году была дождливая и холодная. Репин завершал работу над «Проводами новобранцаРепин И. Е. Проводы новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей» в абрамцевской мастерской. В картине художник соединил впечатления от минувшей русско-турецкой войны 1877—1878 годов и откликнулся на замену в 1874 году рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью, когда призывавшихся на службу в армию стали именовать не рекрутами, а новобранцами. И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... изобразил последнюю минуту прощания жены с мужем. В армию забирают из семьи самого сильного и молодого работника, как и во времена рекрутских наборов. Картина была закончена в 1879 году, а выставлена лишь в 1881 году в Петербурге и в следующем году в Москве. Большого впечатления на публику и критику картина не произвела. Но в творчестве Репина она сыграла   немаловажную   роль. В   живописном   решении центральной группы чувствуется подступ к той мощной пастозной живописи, которая с полной силой зазвучит в картине «Крестный ход в Курской губернииРепин И. Е. Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея».

Тогда же Репин написал портрет народного сказителя былин В. П. Щеголенкова. Художника привлек богатый духовный мир Щеголенкова, его благородство и достоинство. Чувствуется, что портрет был написан быстро.

Между занятиями хозяева и гости Абрамцева не забывали о развлечениях. Сохранился занятный шарж Репина «КавалькадаРепин И. Е. Кавалькада в Абрамцево. Кавалькада в Абрамцево.. 1879Бумага, уголь», изображающий конную прогулку. В Абрамцеве было много верховых лошадей. Мамонтов ездил на рыжем жеребце с норовистым характером по имени Лиса. Кроме Саввы Ивановича, на Лисе никто не решался ездить. Мамонтов же сидел в седле плотно, словно в кресле, что с присущим ему юмором подметил Репин. На рисунке изображены также А. В. Прахов Прахов Адриан Викторович [1846—1916] ..., юный В.Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., С. С. Мамонтов, гувернер Таньон, литератор Н. Н. Вентцель, Е. Г. Мамонтова, художник Р. С. Левицкий.

Во время одной из таких прогулок И.Репину Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... довелось пережить несколько страшных минут. Ему достался молодой полудикий конь Копка. Когда кавалькада подъезжала к Хотьковскому монастырю, навстречу шли с поезда богомольцы. Вдруг раздался оглушительный свист паровоза. Копка взвился и понес ездока по узкой улочке прямо в толпу богомольцев. Жеребец, осыпаемый проклятиями, сбил несколько человек, пока Репину удалось остановить его, направив грудью на забор.

Помимо работы над «Проводами новобранцаРепин И. Е. Проводы новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей», И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... писал маслом эскиз «Запорожцев», картину «ВечорницiРепин И. Е. "Вечорницi""Вечорницi". 1881Холст, масло, 114.5 x 185.5Государственная Третьяковская галерея». Вообще работать над несколькими холстами одновременно было особенностью художника. Сверх того, он еще писал портреты и постоянно делал натурные этюды. Работоспособность Репина поражала всех, кто знал его. Карандаш и альбом всегда находились при нем, где бы художник ни был, на концерте или собрании, в кругу друзей или на парадном обеде—везде он незаметно вынимал альбом и, устроившись в стороне, рисовал. Даже в старости, когда открылась болезнь правой руки и врачи разрешали художнику работать только ограниченное время,  он  постоянно  писал  и   рисовал. Домашние  и близкие Репина прятали от него карандаши и бумагу, но он брал что подвернется под руку — щепку, спичку, окурок — и рисовал.

В Абрамцеве, находясь в расцвете сил, он работал без устали. Только перечень произведений, созданных им за эти три года, занял бы изрядное место. Острый взгляд наблюдательного художника находил мотивы повсюду. Во время прогулки жена художника остановилась на мостике — и И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... пишет на небольшом холсте прелестный по живописи и очень тонкий по настроению этюд «В. А. Репина на мостике в Абрамцеве».
Как-то приложением к иллюстрированному журналу пришла олеография, изображающая малороссийскую крестьянскую парочку. Всех возмутил низкий художественный уровень картинки. И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... взял кисти и краски и в течение часа написал стоявший тут же в комнате букет цветов. Так он активно, действенно выразил свой протест против дурновкусия в искусстве. Репин был непреклонным противником придуманного, формального искусства, каким был тогда академизм. Чаще всего И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... начинал работать под впечатлением действительности, и тогда живопись его звучала сильно и убедительно, а работа спорилась. Кисть свободно, «по-репински», ходила по холсту, он буквально лепил красочной массой мощные, незабываемые образы. Редкие попытки Репина обойтись только силой воображения, не обращаясь непосредственно к натуре, к впечатлениям реальности, неизбежно приводили к неудаче. И еще одним свойством обладал талант И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... — он становился бессилен, если художник внутренне не сопереживал своим героям в момент драматический, жизненно важный. Когда И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... увидел в окрестностях Чугуева захудалый провинциальный крестный ход, то в нем тотчас возникло желание изобразить его, но не как религиозное шествие, а как движение народа. Началась картина «Явленная икона». Была в этой картине и масса народа и прекрасный пейзажный фон — дубовый лес, но не было действия. Идея показать только отношение участников к крестному ходу, показать собрание типов не содержала в себе действия, была ограниченной и оставляла недостаточно возможностей для участия зрителя в картине. Но когда Репин вернулся к эскизу 1877 года, где  событие  происходит  не  в  лесу,  а  на  пересохшей
вытоптанной земле, а вокруг иконы — поднятые над толпой руки десятских с палками, появилась драма действия, художник не просто изображал событие, но требовал от зрителя ответ: «А что ты думаешь об этом?»