И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
В 1880 году Савва Иванович решил построить в Абрамцеве церковь. Художники и раньше устраивали архитектурные конкурсы, но это были фантазии, проекты. Теперь речь шла о постройке. предложил взять за основу новгородскую церковь конца XII века Спас на Нередице. Тотчас объявили конкурс, который, как и следовало ожидать, выиграл , хорошо знавший древнерусское искусство. Церковь была заложена в 1881 году и стала одной из самых примечательных построек Абрамцева. В росписи церкви и писании образов приняли участие все художники. написал образа «Нерукотворный Спас» и «Вера, Надежда, Любовь и мать их София». Строительство церкви в Абрамцеве было настоящим праздником для всех художников, кто собирался под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича Мамонтова. В 1880 году Репин заканчивает жанровую картину «Вечорницi"Вечорницi". 1881Холст, масло, 114.5 x 185.5Государственная Третьяковская галерея». Она никак не связана с впечатлениями от Абрамцева, поскольку изображает украинских парней и девушек, собравшихся в хате вечером повеселиться. В их образах Репин показал внутреннюю силу, способность народа целиком отдаваться радости и веселью. Своей непосредственностью и оптимизмом картина «Вечорницi"Вечорницi". 1881Холст, масло, 114.5 x 185.5Государственная Третьяковская галерея» во многом перекликается с «ЗапорожцамиЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей». В веселье современной ему молодежи художник, вероятно, угадывал отзвуки гордого смеха запорожцев, ощущал вольнолюбие и жизненную энергию, присущие народу. Несмотря на то, что события, изображенные в «Вечорницях» и «Запорожцах», разделены двумя столетиями, они близки по духу: народный смех и народная пляска. Картина «Вечорницi"Вечорницi". 1881Холст, масло, 114.5 x 185.5Государственная Третьяковская галерея» была экспонирована в 1881 году на девятой выставке передвижников и стала известна публике на несколько лет раньше «Запорожцев», но в сердце художника эти картины жили одновременно и дополняли одна другую.
К «ЗапорожцамЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей» относился более строго и не спешил с их завершением. Именно эта картина стояла на мольберте в мастерской художника, когда туда неожиданно вечером 7 октября 1880 года пришел Лев Николаевич Толстой. Репин не любил показывать свои незавершенные работы: отчасти потому, что был очень восприимчив к посторонним мнениям. Для Толстого сделал исключение. Ему очень хотелось услышать суждение великого писателя об исторической картине, героем которой был народ.
В то время еще работал над «Утром стрелецкой казниУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея», и единственной в русской живописи картиной, где главным действующим лицом был народ, оставалось «Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» . Толстому понравились оба холста: и начатые «ЗапорожцыЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей» и почти завершенные «Вечорницi"Вечорницi". 1881Холст, масло, 114.5 x 185.5Государственная Третьяковская галерея». Это окрылило . А далеко не каждому человеку Толстой уделял внимание. Бывало, что с первого знакомства, пристально посмотрев в глаза визитера, Лев Николаевич отходил от него и больше никогда не обращался к этому человеку. и Толстой сразу сблизились, между писателем и художником установились многолетние дружеские отношения. Часто они гуляли по Москве, заходя из Хамовников в отдаленные переулки и после возвращались обратно на конке, обязательно на империале. Позже Репин часто гостил в Ясной Поляне. На всю жизнь он сохранил восхищение нравственным величием Толстого. Уже на склоне лет в книге «Далекое близкое» писал: «Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение. Где бы он ни появился, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека, и нет более места никаким низменным житейским интересам».
На одном из собраний художественного кружка в доме Мамонтова читали отрывки из романа «Декабристы», который Толстой так и не завершил.
Однажды попросил Толстого дать сюжет для картины, и тот предложил художнику изобразить момент, когда декабристов ведут на виселицу. Смысл картины о декабристах должен был состоять в том, что перед лицом смерти они сохранили величие духа. Репин должен был выразить в событии именно тот «психологический ключ», который Толстой считал необходимейшим условием создания произведения искусства. Картина о декабристах не была написана, но в какой-то мере идея Толстого была осуществлена в полотне «Отказ от исповеди перед казньюОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея».
В конце февраля 1881 года Репин на несколько дней едет в Петербург, где пишет портрет МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея. Великий композитор находился тогда в военном госпитале. писал портрет в течение всего лишь четырех дней. В этом портрете больного, с одутловатым лицом, доживающего свои последние дни сорокадвухлетнего композитора Репин сумел показать величие гения. Под разрушенной внешней оболочкой человека угадывается могучий дух. Мусоргский был убит обстоятельствами жизни, как были убиты художники , , писатель Глеб Успенский и многие другие, кто не мог существовать в душной атмосфере царской России.
Конечно, в том, что создал портрет такой поразительной силы, сыграла свою роль их давняя дружба и духовное родство. Еще в 1873 году композитор писал Репину: «То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального. .. Какая неистощимая. .. руда для хватки всего настоящего, жизнь русского народа! Только ковырни — напляшешься, — если истинный художник». Такое отношение к русскому народу сближало и Мусоргского. Оперу «Хованщина» Репин любил более других произведений композитора. Но не восхищение творческим гением главное в портрете. Композитор и музыкальный критик Борис Асафьев в своей полной тонких наблюдений книге «Русская живопись. Мысли и думы» писал: «Совершенно же ясно, что «МусоргскийПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея» — не портрет любимого Репиным композитора, а шекспировской силы и значительности образ, подобный Лиру, образ человека, подвергшегося трагической участи, раздарив свой ценнейший дар тем, кто холодно неблагодарно этим даром славились. портрет МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея — одна из страшных монодрам в русской живописи. знал, что делал». Через несколько дней после завершения портрета 18 марта 1881 года Мусоргский умер. Русская культура потеряла одного из своих гениальных композиторов. Друзья собирали деньги на похороны и сооружение памятника. Репин внес в эту сумму весь гонорар, полученный за портрет.