Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна
XIX век в истории искусства иногда называют веком пейзажа. Именно в XIX веке пейзаж становится одним из ведущих жанров и в России и во Франции, и в Германии, и в Англии, причем пути развития его в разных странах в общих тенденциях были сходны. В какой-то мере характер жанра определял французский пейзаж. Художники барбизонской школы еще в 1830-х годах заменяют романтический пейзаж более близким к натуре реалистическим, не ломая, однако, традиционных правил его построения. Но именно от них лежит прямая дорога к реформам импрессионистов 1870-х годов. К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и другие живописцы выходят из мастерских прямо на природу, на пленэр, и их произведения превращаются в сверкающие чистыми красками, пронизанные светом картины, обладающие качествами непосредственного этюда с натуры. Так, французские пейзажисты наметили в середине и второй половине XIX века особенности развития пейзажа, основанного на определенных реальных впечатлениях от натуры, «портрета» местности.
Задачи создания самобытного русского пейзажа стали решаться художниками России в 1860-е годы иными путями. Особенно упорно над их осуществлением трудилось поколение живописцев 1870—1880-х годов. Сначала A. К. , , , затем более последовательно И. И. , А. И. , B. Д. , В. А. уходят от условности, от набора возвышенно-романтических, ставших классическими, приемов предшествующих пейзажистов к живой русской природе, ищут живописно-пластические пути и способы, соответствующие новому пониманию задач пейзажа.
На фоне общих достижений русского пейзажа рядом с произведениями прославленных мастеров жанра сейчас, по прошествии ста лет, отчетливо выявляется роль талантливого художника конца XIX века СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея»; созданным в 1890 году и сразу же привлекшим внимание критики и публики. О нем восторженно отзывались и , П. М. Третьяков считал «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» лучшим пейзажем своего собрания. И в Настоящее время эта работа, находящаяся в Третьяковской галерее рядом с лучшими пейзажами а, не утратила своего значения этапного произведения в становлении нового понимания задач русского пейзажа в живописи конца XIX века.
. Его творчество невелико по объему. Знаменитый при жизни, обычно упоминается в исследованиях, посвященных этому периоду, лишь в* связи с двумя-тремя работами мастера и, прежде всего, самым значительным его пейзажем — «Внимательное изучение творчества
а позволяет говорить о том, что этот скромный пейзажист был талантливым, тонким и своеобразным живописцем. Своеобразном, несмотря на окружение, в котором он работал и жил и в котором легко было потеряться — его связывала тесная дружба с И. Е. ым, В. А. ым, В. Д. ым, В. В. ым. Произведения а заняли дострйное место в русском искусстве, хотя часто а-живописца оттеснял -коллекционер и общественный деятель.Он был необычайно сложной, многогранной, богатой своей одаренностью личностью. Без него трудно представить художественную жизнь Москвы на рубеже двух веков.
был непременным участником всех передвижных выставок 1890-х годов, и, что случается не часто, с самого начала его творческой деятельности пейзажи художника получали горячий прием и критиков, и ценителей.В отличие от большинства своих современников
пришел в искусство довольно поздно, уже сложившимся человеком. Все долгие годы ученичества — от рисовальных школ до занятий у знаменитых профессоров Академии художеств и прославленных живописцев — годы, которые прошли его друзья и собратья по кисти, преодолел в несколько лет, полных упорного труда. В среде именитых художников он мог бы казаться почти самоучкой, но подлинный талант, напряженная работа на натуре, безупречное чутье и вкус живописца сделали его равным среди равных.Чем бы ни занимался
— естественными науками, музыкой, живописью, — всему он отдавался безраздельно, с подлинной страстью.В начале 1900-х годов
, тогда уже признанный всеми известней художник, почти перестал заниматься живописью, увлекшись коллекционированием картин. В короткий срок он стал одним из просвещенных собирателей своего времени. Со свойственными ему вкусом и эрудицией приобретал картины русских и иностранных художников, причем критерием служила не слава автора, а, прежде всего, качество работ, что сделало его музей лучшим собранием России.первым начал коллекционировать древнерусские иконы, и именно в его музее иконопись, ранее признававшаяся лишь как древность, мало связанная с искусством, предстала перед ценителями подлинными высокими образцами живописи мирового значения.
как строгий судья и признанный знаток искусства после смерти П. М. Третьякова был избран членом совета, а затем попечителем Третьяковской галереи — крупнейшего собрания русской живописи. За его почти десятилетнюю деятельность на посту руководителя галереи коллекция пополнилась рядом первоклассных произведений русской живописи XVIII — начала XX века. Современники уважали и ценили а, признавали его непоколебимый авторитет в вопросах искусства. Как писал о нем критик А. М. Эфрос: «Старая Москва звала его просто «Ильей Семеновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было. Это особая исконно русская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого единственного должен знать всякий».