Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна
В отличие от этюда пейзаж «Первая зеленьПервая зелень. 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея» — прежде всего картина, тщательно композиционно построенная и додуманная во всех деталях. Пространство пейзажа четко делит на планы. Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями. Земля первого плана уже покрыта сочной травой, насыщенная зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. Стволы деревьев отражаются в спокойной глади реки, уходящей в глубину картины и останавливающей свой неторопливый плавный бег у леса, замыкающего пространство пейзажа. детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков, оврагов. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Открытая яркая зелень листьев и травы переходит в более жухлый коричневато-зеленоватый тон берегов реки, цвет воды еще более холодный голубоватый, и, наконец, лес третьего плана кажется легкой, светлой, почти растворяющейся вдали массой. Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном — в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы.
В конце 1880-х годов
подошел к созданию своих лучших произведений. Мастерство его возрастало от пейзажа к пейзажу, многообразны и проблемы, которые он ставил перед собой. Одна из важнейших задач, интересовавшая художников этого периода,— проблема движения в картине. В пейзаже динамика чаще всего выявлялась изображением ветреных дней с несущимися по небу облаками, с клонящимися деревьями и травой.Этюд «Летний деньЛетний день. 1888Государственный Русский музей», написанный ым в 1888 году, наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. В этом тщательно выполненном этюде с натуры внимательно фиксировал определенное состояние природы, видимо, не ставя более сложных задач. Сгибается под мощью ветра трава переднего плана, плывут по небу облака, вторят движению травы кроны деревьев, темными силуэтами рисующиеся на фоне холодного атого неба. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта,— земли и неба. Камерность, интимность этюда «Ранней веснойРанней весной. 1887Холст, масло, 35,5 x 45Государственная Третьяковская галерея» и картины «Первая зеленьПервая зелень. 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
В этюде «Улица в Берлине. ДождьУлица в Берлине. Дождь. 1889Государственная Третьяковская галерея» (1889) как бы вновь окунулся в волнующую атмосферу заграничного путешествия и создал пейзаж необычайно живописный, решенный в тончайшей коричневато-серой гамме. Но в сравнении с лучшим венецианским этюдом «Площадь Св. МаркаПлощадь Св. Марка в Венеции. 1887Государственная Третьяковская галерея» «Улица в Берлине. ДождьУлица в Берлине. Дождь. 1889Государственная Третьяковская галерея» кажется более зрелой, законченной. Художник пишет улицу, глядя на нее сверху, динамизм жизни города подчеркивается резким диагональным построением пространства, стиснутого огромными тяжелыми массами домов.
Все работы СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея», появившийся на передвижной выставке 1890 года. Немногим картинам конца XIX века выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея».
а 1880-х годов представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение а — пейзаж «