Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна
«СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» — какая превосходнейшая вещь! Как это взято художником, как нарисовано! Да это чудесный талантливый художник!» — восхищался пейзажем 18.
В 1914 году СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея», говоря, что «это один из блестящих перлов Третьяковской галереи»19. , известный живописец и авторитетнейший историк русского искусства, считал «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» одним из лучших пейзажей конца XIX века: «В этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значимость, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувств, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов».
вновь вспомнил о картине «Художественный критик А. М. Эфрос писал: «Нет спору, что это одна из наиболее замечательных картин нового русского пейзажа [... ] ее со всех сторон обступили меланхолические овские работы [...],Однако «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» выглядит живее природы а [... ] знал это и гордился этим [... ] знал и то, что, в сущности, он является «художником одной картины», как бывают писатели одной книги. Остальные его - живописные работы — это только высокие или средние опыты превосходного, но не исторического мастера [... ] «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» не открывал собой нового этапа, а только кристаллизовал общие поиски»21. Эфрос, давший столь емкую и точную характеристику творчества а в 1930 году, был, бесспорно, прав. а нельзя отмести к числу художников-новаторов, но в «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Именно в пейзажной живописи этого периода заводились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала XX века.
Самые простые, незатейливые мотивы входили в картины
а, а, Коровина одухотворенными, отмеченными внутренней жизнью, отвечающей психологическому состоянию человека. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Он явился поэтическим обобщением всего того, что могло дать художнику внимательное и пристальное изучение природы. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца XIX века свой живописно-пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание. Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место. Однако не более знаменитым у и Коровину, а именно у удалось создать первый пейзаж, отвечавший всем требованиям эпохи.Этюд для «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» был написан художником на берегу Москва-реки. Излюбленная всеми пейзажистами, уютная, живописная подмосковная природа приобрела у а совершенно неожиданное мощное выражение. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Москва-река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. Здесь нет отдельных вертикальных «вех» — стволов, отмечающих планы, которые так любил в ранних пейзажах. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайное русского пейзажа. Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину, рамки пейзажа мысленно раздвигаются.
Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Подобный прием в построении композиции картины, дающий особую широту, панорамность пейзажу, позднее использовал и
.СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея». Художник строит колорит картины на отношениях теплых оттенков охры и холодных зеленовато-голубых тонов. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет в «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея».
во всех своих работах был великолепным колористом, тонко чувствующим гармонию цвета. Его пейзажи, как правило, сдержанны по колориту, построены на тональной разработке сближенных оттенков, но именно цветовая гамма его картин привлекала внимание знатоков прежде всего. Развитию этих качеств способствовали и упорная работа на пленэре, и природное дарование. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа ««СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» был принят на выставку 1890 года единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. П. М. Третьяков приобрел картину прямо с выставки и всегда считал ее украшением своей галереи 22. Тогда же вместе с ом, ым и Касаткиным стал членом Товарищества. Членство в Товариществе давало возможность художнику выставляться на ежегодных выставках свободно, без предварительного обсуждения жюри. После «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» , в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Даже пленэрные этюды, написанные в два-три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Но высоты обобщения, живописно-пластической гармонии «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» мастер уже не достигал.
Пейзаж
а «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 года и был отмечен критикой. «[...] Такие картины возможны лишь для того, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу»,— писал о пейзаже один из критиков23. Не дошедшая до наших дней, эта картина известна сейчас только по подготовительному этюду к ней.Этюды
а обычно настолько крепко построены и продуманы, что по ним можно с уверенностью судить о методе работы художника над пейзажем. Он виден в натурном мотиве то, что кажется ему наиболее выражающим характер места, компонует пейзаж не в мастерской, отталкиваясь от многочисленных эскизов, а непосредственно на пленэре. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Построение пейзажа во многом зависит от выбора точки зрения, расширяющей границы мотива, позволяющей создать обобщенный образ. Тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией.Этот метод работы на натуре, на первый взгляд, близок импрессионизму во французской живописи. Родствен импрессионистам интерес к передаче света, воздуха в пейзаже, внимание к колористической гамме произведения, основанной на взаимоотношении теплых и холодных оттенков цвета. Но в живописи Коровина, и более близки к у, у. В пейзажах а сохраняется устойчивость, четность формы, свет не растворяет контуры предметов, они не теряют своей объемности, материальности. Остроумов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа.
а четко прослеживается чисто русская традиция, связанная с ым, ым, ом. Его картины отличаются от пейзажей, к примеру, «русского импрессиониста» К.