Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна
В «Вечере после грозы» высокий горизонт позволяет охватить весь вид сразу. Линии вьющейся среди оврагов дороги, холмов, перелесков увлекают взгляд зрителя в картины, где расстилаются необозримые поля. Пространство решено в пейзаже несколько иначе, чем в «Озерко». В «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» оно вызывает ощущение необычайной широты, здесь же оно как бы затягивает в глубину, сливаясь с небом.
В дальнейшем СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея», «Вечера после грозы», «Ранней весны». Созданные в 1892 году «Купавы на пруду» и годом позже «Вечер на реке» — произведения зрелого мастера, умелого пейзажиста, однако, в них скрупулезность преобладает над глубиной, рассказ над внутренним эмоциональным ощущением природы.
, увлеченный пространственным построением картин, созданием обобщенных образов, писал пейзажи продуманные и тщательно сделанные, чем-то утратившие свежее и сильное чувство ««Купавы на пруду» написаны в солнечный Летний деньЛетний день. 1888Государственный Русский музей, когда все предметы в природе кажутся особенно ясными, определенными. Заросший белыми купавами труд чуть колеблется под легким ветром, в нем четко отражаются стоящие на берегу деревья, голубое небо покрыто светлыми облаками. Детально выписывает художник цветы и листья купав на переднем плане, отражения деревьев в воде, заросли камыша. Некоторая сухость рисунка лишает картину обаяния непосредственности более ранних работ, делает ее более традиционной.
Пейзаж «Вечер на реке» также выглядит условным и холодным. Традиционное деление пространства картины на четкие горизонтальные планы с тщательной разработкой среднего, подчеркивание объема предметов заставляют здесь вспомнить натуралистические пейзажи
а. Видимо, умозрительная задача создания образа северной русской природы с ее дремучими лесами, прозрачными озерами, низким холодным небом лишили пейзаж свойственной у тонкости и глубины непосредственного восприятия натуры.Этюд, в котором свежее ощущение природы сочетается с продуманностью композиции и живописной гармонией,— в этом жанре
раскрывал свое дарование полностью. Со второй половины 1890-х годов художник выставлял перед зрителями преимущественно этюды. В них вновь возвратился к широкой, свободной манере письма, лишенной мелочной проработки деталей, к панорамной трактовке мотива, увиденного и прочувствованного на натуре.С большим мастерством и уверенностью написан СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» — ощущением широты, бескрайности русского пейзажа, высокой «орлиной» перспективой, колоритом, в котором тонко сгармонированы оттенки охры и коричневато-зеленых тонов. Но в сравнении с «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» в этюде больше приземленной конкретности, ему недостает высокой обобщенности, завершенности лучшего произведения художника. В этюдах конца 1890-х годов , по-видимому, не ставил перед собой больших композиционных задач, ограничиваясь передачей определенного состояния природы, заостряя внимание на колорите.
ым этюд «Звенигород». Он во многом близок к «Этюд с узкой извилистой речкой, низкими берегами и дорогой, ведущей к деревне, выполненный в 1895 году, решен в сдержанной голубовато-коричневой гамме. Напротив, в этюде «Лес» 1897 года художника привлекли более яркие, открытые тона, игра света и тени на листве и стволах деревьев. В этих и в последующих этюдах «Хмурый день», «Пруд», в более поздних написанных уже после революции «Сливе в цвету», «Березах»,
создавал образ натурного мотива, идя теперь уже от цветового пятна, а не от четкого абриса формы, находил наиболее точно выражающую состояние колористическую гамму.Однако со второй половины 1890-х годов
занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти — коллекционированию картин. Собственно, в этом проявилась особенность характера а — он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России. Тонкий вкус, чутье живописца, любовь к искусству — эти качества дали у возможность собрать ценнейшую коллекцию произведений русской живописи. Естественно, что без значительных средств сложно создать музей. Обстоятельства благоприятствовали у: в 1889 году он женился на Надежде Петровне Боткиной, племяннице знаменитых академика живописи и коллекционера И. П. Боткина и врача С. П. Боткина. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.Свое состояние
обратил на чрезвычайно важное и благородное дело — составление коллекции живописи. В России к началу XX века частных художественных собраний было немного. Самое ценное — галерея русской живописи П. М. Третьякова, положившая начало серьезному интересу к работам отечественных художников как XVIII — начала XIX века, так и современных. Большую пользу принес П. М. Третьяков русскому искусству, приобретая картины и тем самым способствуя развитию русской живописи XIX века. Лучшие произведения Крамского, Сурикова, Ге, Перова, а, а, а украшают залы Третьяковской галереи — своеобразного памятника замечательному челцвеку и гражданину П. М. Третьякову.Однако основная масса коллекций в России, как писал Н. Н. Врангель, представляла обыкновенно «странную смесь превосходных произведений искусства с никому не нужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев»24. У одних коллекционеров не хватало умения отделять плохое от хорошего, у других— выдержки для того, чтобы десятками лет охотиться за теми предметами, которые нужны были для пополнения собрания. И в Петербурге, и в Москве чаще всего, встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту.
Коллекция
а в свое время была уникальной. В ней чувствовались «особая живая жизнь, какое-то трепетное отношение и понимание искусства»25. собирал живопись ради живописи, ему было все равно — приобретал ли он произведение древнерусского мастера, иностранного художника, современника. Главное для него — художественные достоинства вещи. В собрании а даже второстепенные живописцы были представлены столь значительными образцами, что казались совершенно новыми, значительными мастерами.Строгий академический живописец начала XIX века
, известный своими огромными холодными историческими картинами, в ской коллекции выглядел совершенно неожиданным. приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева, которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было увидеть в мало кому интересном тогда художнике мастера европейского уровня. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из ского собрания. Коллекцию а украшали пейзажи Щедрина, Лебедева, этюды Иванова, портреты Кипренского. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор».