Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна
Все же несмотря на злобные выпады недругов, большинство современников
а понимало и по достоинству оценивало его роль в создании Третьяковской галереи.«К счастью, именно И. С.
очень много сделал и продолжает делать теперь для пополнения галереи и только такой человек, тонкий знаток и художник может заполнить существенные пробелы этого собрания. Из всех русских музеев только одна Третьяковская галерея живет, а не представляет кладбище искусства, только здесь не делается разницы между старым и новым»,— писал Н. Н. Врангель34.Старейший сотрудник Третьяковской галереи, поступивший туда еще при П. М. Третьякове, Н. А. Мудрогель рассказывал, что
заботился о галерее не менее самого Третьякова. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи перед гласными, которые часто старались урезать ассигнования на нее 35. По настоянию а в 1900—1901 годах был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. а. первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи.хотел сделать музей образцовым, европейским собранием. Он добился, чтобы каталог галереи был выпущен на английском, французском и немецком языках. Каталог по идее а ни в чем не должен был уступать каталогам лучших музеев мира. Он сам написал текст для роскошного, иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год, целью которого было «дать в действительно художественных воспроизведениях шедевры Третьяковской галереи, то есть шедевры русской живописи, и построить на этих образцах историю нашей живописи» . При е была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее. Словом, время правления совета галереи, возглавляемого ым, было чрезвычайно благоприятным для музея.
Однако в 1902 году
все же был забаллотирован на новых выборах. Вместо него в совет галереи попал влиятельный думский деятель Н. П. Вишняков, «третьестепенный собиратель живописи». Недруги а получили перевес. Это было худшее время за всю историю музея. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня, откровенно слабые и бездарные. и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета, неоднократно протестовал против новых антихудожественных покупок. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными , статьями. Вот что писалось в одной из них:«Совет Третьяковской галереи снова скоро станет притчей во языцех. Там опять какие-то недоразумения, вытекающее ИЗ ТОГО, ЧТО' нынешнее большинство, в лице гг. Цветкова и Вешнякова, проявляет такую же нетерпимость к мнениям меньшинства, какую раньше прежнее большинство проявляло к мнению г. Цветкова. Словом, сквитались» 37.
Дума вынуждена была провести новое переизбрание, и
, так много сделавший для Третьяковской галереи, стал ее попечителем. Пополнение музея снова пошло планомерно, отныне в галерею попадали только произведения высокого художественного уровня. С 1905 по 1913 год совет приобрел картины Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Сурикова, а, а, а, работы более спорных в то время художников — Сарьяна, Кончаловского, Борисова-Мусатова, Грабаря, Сомова, Бенуа, против присутствия которых в галерее велась такая ожесточенная борьба в совете в начале его деятельности.В 1913 году
по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. И. Э. Грабарь, сменивший его на этом посту, так оценивал работу своего предшественника: «Что касается ухода а, то это гораздо большее горе, чем многие думают, ибо, несмотря на травлю со всех сторон, этот человек делал свое дело так, как дай бог всякому»38.Одновременно с беспокойной, напряженной деятельностью попечителя Третьяковской галереи
продолжал энергично пополнять своюГ собственную коллекцию. Можно сказать, что он практически создавал два музея — Государственное собрание частную галерею, но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Для своей коллекции он приобретал в начале XX века в основном древнерусскую живопись. Собрание его росло очень быстро. По качеству икон новгородской и московской школ XIV— XV веков его музею не было равных. Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других.Коллекция
а размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. После Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшие частные музеи были национализированы. должен был передать свое собрание государству, а это означало распределение отдельных произведений по различным музеям страны. В декабре 1918 года Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции а обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. На заседании отмечалось, что « имеет громадные заслуги в деле изучения древнерусской живописи. Все работающие в этой области являются его учениками. В лице И. С. а Россия имеет совершенно исключительного собирателя, проявившего глубокие знания, громадную энергию и посвятившего* этому .делу всю свою жизнь. Кроме того, И. С. является крупным художником, произведения которого имеются в нескольких галереях»39. Члены коллегии отметили, что , несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Коллегия единогласно постановила предложить у быть пожизненным хранителем собранного им музея. Дом а стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. а.В эти годы
вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре, в своих любимых подмосковных местах. Он работал, в основном, по памяти, используя ранее написанные этюды. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 году, напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. И. Е. писал у из Куоккалы в 1923 году: «Но еще большая радость — просто не верится — Вы уже 7 лет работаете!! Ах, как бы я хотел видеть Ваши работы!»40.К сожалению, этюды — лишь эпизоды в жизни
а 1920-х годов. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.В 1925 году исполнилось сорок лет творческой деятельности
а. Художественная Россия торжественно отметила юбилей художника. В залах Третьяковской галереи была устроена выставка произведений мастера. На ней экспонировались шестьдесят две работы художника: картины, этюды, рисунки. И современники увидели, что , которого все знали как коллекционера, общественного деятеля, но стали' забывать как живописца,—• превосходный пейзажист, стоящий на-одной ступени с лучшими русскими художниками конца XIX века.В 1929 году И. С.
скончался. Картины и иконы его собрания в основном попали в Государственную Третьяковскую галерею, в Музей-усадьбу В. Д. а в Подмосковье, в Государственный Русский музей. Перестал существовать музей иконописи и живописи имени И. С. а, потому что никто не мог заменить музею его создателя и хранителя. Музей был частью а-человека, и сейчас его любимые произведения продолжают свою жизнь в лучших собраниях страны.Прекрасные слова о нем сказал хорошо знавший и любивший художника критик А. М. Эфрос: «Конечно, и
скоро станет лишь устным преданием. Но именно потому, что не большая, а меньшая часть его будет в истории выдавать себя за него всего — возникает желание наступить этой истории на ногу и попросить ее запомнить, что наш несравненно красочнее, полнее и капризнее своим живым своеобразием, чем тот человек холста и краски, какого она будет предъявлять потомству» 41.Имя
а постоянно встречается в письмах а, а, а, а, Мамонтовых — всех, кто жил, работал и творил "рядом с ним. Об е сохранились свидетельства самых разных людей: коллекционеров, критиков, друзей и недругов. Последних у а как у человека страстного, увлеченного, сложного было много. Его противник по совету Третьяковской галереи И. Е. Цветков не мог спокойно слышать даже имени а и называл его только «Ильей Непутевым»42. Но друзей и людей, объективно оценивавших достоинства и недостатки а, все же было больше.С. А. Щербатов, любитель искусства, близкий к «Миру искусства», оставил любопытную, беспристрастную характеристику художника: «К нему нужно было приспособиться, понять его, оценить в нем культурные интересы, живые и искренние на некультурном общем фоне. Тогда все отрицательное в нем отходило на задний план: грубость, самодурство прощались, на первом плане оставалось самое главное, самое важное в
е — страсть к искусству и увлечение собираемыми музейными по качеству иконами. [... ] Картины его больше не интересовали, хотя ранее он собирал их, да и почти ничего другого для него не существовало, в силу этого, словно юношеского, почти маниакального пламенного увлечения, все поглотившего. Конечно, он ценил при этом как человек с огромным самолюбием и внешнюю сторону: любил доминировать в Москве как авторитетный, тонкий знаток, передовой меценат в области тогда еще новой и потому возбуждавшей общий интерес и любопытство не только у всех русских, но и у иностранцев, посещающих ский музей, как некую достопримечательность [...] Таков был [...] на благо русскому искусству тративший крупное состояние, сам далеко не бездарный художник-пейзажист [... ] умелый и чуткий, но бросивший личное искусство, будучи одержим благородной, безудержной страстью коллекционера» 43.Эта подробнейшая и объективная словесная характеристика личности
а все же была бы неполной без его портретов, написанных в разное время В. А. ым, И. Е. ым, С. В. Малютиным, в которых крупнейшие русские художники выразили свое к нему отношение. Из них особенно тонкий психологический портрет а как бы завершает образ И. С. а, талантливого пейзажиста и крупнейшего художественного деятеля, сыгравшего в судьбе русского искусства конца XIX — начала XX века большую роль.
ПРИМЕЧАНИЯ
* А. Эфрос. Профили. М., 1930, с. 67.
2 В. А. в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1. Л., 1971, с. 235.
3 Т а м же, с. 135.
4 Е. В. Сахарова. В. Д. . Письма, дневники, воспоминания. М.— Л., 1950, с. 316. 317.
5 Цит. по: М. Копшицер. Савва Мамонтов. М., 1972, с. 53.
6 Е. В. Сахарова. Указ, com., с. 447, 448.
7 В. А. . Переписка. 1884—1911. Л.— М., 1937, с. 275.
8 Письмо А. И. Мамонтову от 2 сентября 1883 г.— ГТГ, отдел рукописей.
9 T а м же.
Ю Е. В. Сахарова. Указ, соч., с. 449.
И Цит. по: М. Копшицер. Указ, соч., с. 128.
12 И. Е. . Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952, с. 254.
13 С. Глаголь. И. И. . М., б/г, с. 27.
14 Т а м же, с. 8.
15 В. А. в воспоминаниях ... Т. 1, с. 244.
16 Т а м же, с. 254.
17 Т а м же.
18 об искусстве. М., 1960, с. 89.
19 И. ведомости, 1914, № 3.
. В Третьяковской галерее.— Русские20 и. Э. Грабарь. История русского искусства. Т. 1. М., 1910, с. 127.
21 А. Эфрос. Указ, с'оч., с. 56, 57.
22 См: Н. А. М у д р о г е л ь. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Л., 1966, с. 80.
23 Ю. А. Русаков. И. С.
. М.— Л., 1962, с. 6, 7.24 Н. Н. Врангель. Собрание И. С. а в Москве.—‘Аполлон, 1911, 49 10, с. 5. .
25 Т а м же, с. 5.
26 П. П. М у р а т о э Собрание древнерусской йконописи
И. С. с. 6
а. М ,* *
V. V
БИБЛИОГРАФИЯ
27 Т а м же.
28 Т а м же, с. 40.
29 Н. А. М у д р о г е л ь. Указ, соч., с. 80.
39 Письмо И. Е.
а В. М. Голицыну от 26 марта 1899 г.-ГТГ, отдел рукописей.31 И. Е. . Письма к- художникам ... с. 134, 135.
32 В. А. в воспоминаниях ... Т. 2, с. 314.
33 Письмо И. С. а А. П. Боткиной от 14 июня 1902 г.-ГТГ, отдел рукописей.
34 Н. Н. Врангель. Собрание И. С. а в Москве.-Аполлон, 1911, № 10, с. 6.
35 См.: Н. А. М у д р о г е л ь. Указ, соч., с. 104—106.
36 В. А. в воспоминаниях ... Т. 1, с. 233.
37 Т а м же, т. 2, с. 316.
38 Ю. А. Русаков. И. С. . М., '1954, с. 29.
39 Т а м же, с. 31.
40 и. Е. . Письма к художникам ... с. 234.
41 А. Эфрос. Указ, соч., с. 57, 58.
42 См: В. А. в воспоминаниях . . . Т 2, с. 207.
43 Т а м же, т. 1, с. 239.
Н. Н. Врангель. Собрание И. С.
а в Москве.— Аполлон, 1911, № 10, с. 5—14.Каталог юбилейной выставки произведений' -Ит”'Ст
а. 1885— 1925. М., 1925.А. Эфрос. Профили. М., 1930, с. 53—72.
Н. А. М у д р о г е л ь. 58 лет в Третьяковской галерее. Воспоминания. М., 1940, с. 157, 164.
Ю. Русаков. Илья Семенович
. 1858—1929. М., 1954.Ф. С. Мальцева. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Вып. 2. М., 1959, с. 167—170.
И. С.
. Альбом. Сост. и автор вступ, ст. Ю. А. Русаков. М.—Л., 1962.