История портрета. -0001. Автор: А. Фатьянов
Почти два века находится в Иркутске портрет Гавриила Романовича Державина кисти С. Тончи.
Удивительная судьба этого произведения давно интересовала сотрудников сибирского музея, и до настоящего времени в ней еще много неясностей.
В книге «Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири», вышедшей в Москве в 1891 году, говорилось: «Портрет этот имеет свою историю. Сибиряков (сибирский купец.— А. Ф.) послал в подарок Державину богатую соболью шубу и шапку. Державин снялся в этом одеянии и портрет послал Сибирякову, по заказу которого уже в Иркутске над головой Державина был нарисован венчающий его гений. Впоследствии портрет вместе с домом перешел в казну. И один из генерал-губернаторов гения велел затереть, после чего портрет снова принял свой первоначальный вид, и до настоящего времени находится в генерал-губернаторском доме». О том, что эта работа не выпадала из поля зрения специалистов — доказательство ее значимости, — говорит и следующее по времени упоминание. В 1904 году Н. Н. Врангель, перечисляя различные изображения Державина, писал: «...портрет работы С. Тончи в Иркутске, во дворце генерал-губернатора и повторение в Румянцевскои музее»'. (В ваше время находится в Третьяковской галерее).
С портретом связана и публикация в календаре-справочнике по Иркутску, где, кроме уже упомянутого выше, говорится: «Сибиряков отвел для портрета особую комнату, назвал ее Дер-жавинсвой и поручил какому-то иркутскому живописцу над годовой поэта нарисовать летящего ангела с трубой и написать слова, как бы выходившие из трубы: «Дай бог побольше таких». После смерти Сибирякова портрет этот был унесен в амбар и лежал там до назначения г.-губернатором Синельникова, который, увидев его, приказал принести в парадные комнаты и поручил живописцу вместо ангела нарисовать небо, а у ног поэта — Иркутск»*. Сейчас полотно представляет Державина на фоне таежной скалы, за которой хорошо видна панорама Иркутска. Долгое время было неизвестно имя художника, не только реставрировавшего, но и заново написавшего весь фон, изображающий зимний город и вершины Хамар-Дабана за ним. Помог в этом местный географ Е. В. Пресняков. Уже после реставрации в Москве в 1950-х годах, увидев портрет в музее, он сообщил, что фон написан ссыльным польским художником Станиславом Вронским, и указал источники, где удалось ему обнаружить эти сведения. Находившийся в сибирской ссылке польский ученый-зоолог Б. Ды-бовский писал: «Художник Вронский реставрировал портрет Державина согласно желанию Синельникова. Вронский получил распоряжение окружить зимним пейзажем фигуру поэта, сидящего в кресле, одетого в соболью шубу и соболью шапку среди зелени цветов, весенних и летних. Летний пейзаж при собольей шубе и шапке не нравился генерал-губернатору. Он вызвал к себе Вронского и спросил: «Можешь-ли лето переделать на зиму? — «Могу»,— ответил Вронский и взялся за работу-. Городской голова уважал Державина и переписывался с ним. Поедал ему в дар соболью шубу и шапку. Сибиряков был польщен тем, что поэт давал себя изобразить в этой шубе, т. е. будто лично приехал в Иркутск, отвозя этот подарок» 3.
Уже в наше время в Русском музее был обнаружен рисунок А. Е. Егорова, опубликованный в научном сборнике трудов ГРМ Е. Петровой. На листе изображен не только крылатый гений. Рядом с фигурой Державина художник нарисовал лиру и бубен, а у ног поэта поместил смиренного, похожего на тигра зверя. И поскольку изображения носит аллегорический характер, можно предположить, что бубен рядом с лирой символизируют близость музы Державина с музами сибирских племен.
В записках Б. Дыбовский рассказывал, что в портрете прежде изображалось лето, и па этом фоне поэт восседал в теплой шубе и шапке в кресле. Воспоминания его написаны в преклонном возрасте, спустя более полувека после свершившегося, и поэтому детали могли выветриться из памяти.